Для отечественной банковской системы, находящейся в стадии перехода к экономическому росту, характерно стабильное увеличение величины кредитов, предоставленных заемщику с одновременным ростом удельной доли просроченных ссуд.
При этом, при увеличении суммарной величины кредитного портфеля банков, увеличивается удельный вес просроченных кредитов. Интересным фактором является то, что концентрация кредитных операций происходит в ограниченном круге банков. По данным Интерфакса, по мере углубления специализации банков на кредитовании, качество их кредитных портфелей постепенно начинает улучшаться. Так, у банков, имеющих в кредитах до 40% активов, просрочка составляет около 10%, а у банков с долей кредитов в активах свыше 40 %, просрочка не превышает 5 %.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что формирование качественного кредитного портфеля является для банка достижимой целью, а управление ссудными операциями банка служит ее достижению.
Переход России к рыночной экономике принципиально изменил условия деятельности всех хозяйствующих субъектов, и вдвойне отразился на характере функционирования банков. Таким образом, получается, что банки сами изменились как хозяйствующие субъекты, так еще им приходится адаптироваться к изменениям деятельности своих клиентов.
Стремительное развитие российской банковской системы определило возможность руководителей банков и их работников овладеть методами и приемами работы, в отличие от западных стран, где процесс становления банковской системы происходит в течение нескольких веков.
В целом же, проблемы банковской системы России обусловлены двумя причинами: во-первых, на лицо неблагоприятные макроэкономические условия, во-вторых, существуют внутренние причины, связ0анные с особенностями деятельности самих коммерческих банков.
Актуальность темы исследования
Для отечественной банковской системы характерен рост общего объема предоставленных кредитов. Качество кредитного портфеля не зависит напрямую от спецификации банка на кредитовании (о котором свидетельствует значительная доля кредитов в общей сумме активов), и варьируется для каждого банка. Способом же повышения качества кредитного портфеля является совершенствование управления ссудными операциями.
В настоящее время многие коммерческие банки не имеют собственной концепции управления ссудными операциями, для них характерна слабость тех ил иных аспектов управления ссудными операциями, отсутствует система подхода к его осуществлению. В отечественных условиях ускоренного становления банковской системы, коммерческие банки часто не имеют разработанного процесса управления ссудными операциями. Не воспринимая его как целостную систему, банки упускают из вида решение проблем, связанных с несовершенствованием тех или иных составных элементов этого процесса.
К числу негативных моментов, появившихся вследствие несовершенства управления ссудными операциями и обуславливающих формирование портфеля неработающих или просроченных кредитов, можно отнести факторы, как отсутствие документального изложения кредитной политики; недостаточная диверсификация кредитного портфеля; нерациональная степень централизации/децентрализации руководства; отсутствие системы финансового анализа заемщика; недостаточность проверки заемщика; недостаточный контроль за кредитной документацией. Такого рода недостатки управления ссудными операциями приводит к слабости кредитного портфеля, его низкому качеству, появлению большого массива неработающих кредитов, неплатежеспособности и нарушения ликвидности банка. Учитывая высокий удельный вес ссуд в общей сумме активов коммерческого банка, можно сказать, что одной из причин массового отзыва лицензии Банком России и обострения проблем убыточности стала проблема управления ссудными операциями.
Коммерческие банки имеют возможность избежать перечисленных выше упущений при условии налаживания системы управления ссудами.
Обязательным критерием оценки качества ссуд, от которого зависит величина достаточного резерва на покрытие возможных потерь. У коммерческих банков есть необходимость внедрения методики анализа заемщика . с точки зрения управления важна не просто отдельная методика оценки кредитоспособности заемщика, а система кредитного анализа в рамках целостной системы управления ссудными операциями.
Система кредитного анализа должна отвечать требованиям полноты результатов анализа, доступности данных для анализа, относительно простоты использования, адаптивности к изменениям.
В настоящее время внимание вызывает практическая проблема управления ссудными операциями коммерческих банков. Значимость ссудных операций для банка вытекает из определения коммерческого банка как финансового посредника,[1]т.е. ссудные операции являются для банка, наряду с приемом денег во вклады, группой операций, составляющих сущность банка, в отличии от некоторых других видов операций.
Коммерческий банк привлекает свободные денежные средства, высвобожденные в хозяйственном процессе, и предоставляет их во временное пользование контрагентам, которые нуждаются в дополнительном капитале для осуществления своей хозяйственной деятельности. Таким образом, управление ссудными операциями будет для банка всегда актуальной проблемой в связи с экономической значимостью этих операций.
Как нам известно, в основе управления ссудными операциями лежит процесс принятия решений. Рассматривая процесс управления ссудными операциями, как процесс, можно выделить составные элементы названного процесса:
1.
планирование ссудных операций
2.
организация осуществления ссудных операций
3.
контроль за ссудными операциями
4.
мотивация кредитного персонала и координирование деятельности структурных подразделений банка, занятых ссудами.
В условиях развития банковской системы коммерческие банки зачастую не имею тщательно разработанного процесса управления ссудными операциями. Не воспринимая его, как целостную систему, банки не решают проблему, связанные с несовершенством тех или иных составных частей (элементов) этого процесса. Среди недостатков составляющих частей процесса управления ссудными операциями, наиболее часто встречающимися, можно отметить следующие:
· излишняя централизация и децентрализация руководства
· завышенная стоимость залога и отсутствие механизма регулирования стоимости залога в соответствии с изменением качества кредита
· недостаточный финансовый анализ заемщика
· отсутствие эффективного контроля кредитного процесса и другие
Наличие этих недостатков выливаются в слабость кредитного портфеля и его низкое качество, убытки по кредитам, неплатежеспособность и неликвидность банка. Банки могут избегать вышеперечисленные недостатки при условии всесторонней проработки управления ссудами.
В нашей стране практический подход к оценке управления кредитными операциями должен быть различным применительно к крупному (среднему) и малому банку; банку с развитыми кредитными связями (даже при небольшом объеме кредитов) и недавно начавшему работать банку (меньше года). если банк осуществляет кредитные операции больше года, то он должен успеть создать различные функционирующие подразделения, участвующие в кредитном процессе, а также основы кредитной политики. Банк должен найти практическое решение указанных вопросов. Теперь рассмотрим более подробно каждый из элементов процесса управления ссудными операциями банка.
- Планирование ссудных операций
- Мотивизация кредитного персонала
- Цель и методы управления ссудами коммерческого банка
- Виды ссудных операций
- Обеспеченные и необеспеченные ссуды
- Управление кредитами, предоставленым и другим банкам
- Особенности обработки заявки на кредит
- Управление ссудными операциями с юридическими лицами
- Управление ссудными операциями с населением
- Оценка кредитного риска банка при кредитовании юридических лиц
- Оценка кредитного риска банка при кредитовани физических лиц
- Заключение
Больше по теме:
Факторы
процентного риска
Для начала определим изучаемую систему, условия в которой она существует, ее элементы и связи между ними, то есть факторы, способствующие возникновению данного вида риска.
Процентный риск – опасность получения неблагоприятных результатов ...
Банк-эквайер
Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:
· обработку запросов на авторизацию;
· процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с карточками;
· перечис ...
Понятия и цели банковского маркетинга
Реализация товаров и услуг- важнейший этап деятельности
любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское
дело как вид предпринимательской деятельности не составляет
исключения. Целью политики руководства банка и работы ...