Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке

Банковское дело » Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка » Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке

Страница 1

Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинаций на надёжность банка характеризуется рисками.

Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально развивающимся событиям.[16]

Риски очень сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности различных как внешних, так и внутренних факторов. Например, причиной роста риска ликвидности может быть не только невозможность оперативного привлечения денежных ресурсов, но и ошибки в планировании, некомпетентность персонала, низкое качество кредитного портфеля (угроза невозврата большой доли выданных кредитов).[17]

В условиях рынка, где поведение экономических субъектов и, тем более, индивидов имеет вероятностный характер и потому не поддается точному прогнозированию, любой вид коммерческой деятельности неизбежно связан с риском – риском потерь и убытков. В наиболее общем виде банковский риск ситуативная характеристика деятельности любого банка, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неудачи. Он выражается вероятностью, точнее, угрозой получения отрицательных финансовых результатов: непредвиденных дополнительных расходов, потери банком части своих ресурсов и ожидаемой прибыли. Поэтому, с одной стороны, любой банк старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален. С другой стороны, банку необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности.[18]

Иначе говоря, все банки стараются минимизировать риск и максимизировать прибыль. Но осуществить последнее без значительного увеличения риска, как правило, не удается. Тем более это сложно сделать в условиях экономики переходного периода, политической нестабильности, правовой нерегулированности правового нигилизма. Неслучайно многие коммерческие банки идут на неоправданный риск, поднимая, например, ставку процента в 1,5-2 раза выше рыночной (так называемый процентный риск).

Многие коммерческие банки России сейчас работают в зоне повышенного риска. Но это скорее результат сознательной авантюристической политики руководства некоторых банков, нежели следствие некомпетентности их персонала. Последнее, конечно, тоже не редкость.

Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции.[19]

Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью.

Уровень риска увеличивается, если:

· проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям;

· поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту банка;

· руководство не в состоянии принять необходимые и срочные меры, что может привести к финансовому ущербу (ухудшению возможностей получения необходимой и\или дополнительной прибыли);

· существующий порядок деятельности банка или несовершенство законодательства мешает принятию некоторых оптимальных для конкретной ситуации мер.

Существуют общие причины возникновения банковских рисков и тенденции изменения их уровня. Вместе с тем, анализируя риски российских банков на современном этапе, важно учитывать:

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Стратегия маркетинга
Работа маркетинговых служб банка направлена на то, чтобы выявить целевые рынки для различных финансовых продуктов, (услуг). Целевым рынком называется группа клиентов, подходящая для продажи им определенного вида товаров или услуг. По ...

Посредничество в системе вексельного обращения
Между векселедержателем и должником по векселю (векселедателем, индоссантами, авалистами) может существовать посредник (юридическое или физическое лицо). Посредник может акцептовать или оплатить вексель за кого-либо из обязанных по тратте ...

Факторы процентного риска
Для начала определим изучаемую систему, условия в которой она существует, ее элементы и связи между ними, то есть факторы, способствующие возникновению данного вида риска. Процентный риск – опасность получения неблагоприятных результатов ...