Пути повышения стабильности банковской системы

Банковское дело » Банковские системы » Пути повышения стабильности банковской системы

Страница 5

Финансовые компании не многочисленны и действуют на основе постановления Совета Министров и Национального банка "Об утверждении временного положения о небанковских финансовых организациях в РБ" от 23 июля 1996 года.

Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну их банкротств и серьезные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения.

Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства про­мышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенси­онных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых уч­реждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в даль­нейшем совершенствовании.

Экономический анализ показы­вает, что первым фактором и пока­зателем устой­чивости банка яв­ляется уровень его капитала. Не­достаточная капитализация бан­ков­ского сектора характерна для многих государств с переходной экономикой. Как пра­вило, банков­ские системы в таких странах раз­вивались в последнее десятилетие зна­чительно быстрее, чем возника­ли источники реального денежного капитала для фор­мирования средств банков. Национальный банк Республики Беларусь учиты­вает это обстоятельство и последо­вательно проводит политику, на­правленную на повышение капи­тализации банковской системы нашей страны.

Совокупный уставный фонд со­ставляет основу капитала банков­ской системы государства. Поэто­му Национальный банк постоянно проводит работу, связанную с наращиванием банками уставных фондов, осуществляя контроль за выполнением бан­ками соответст­вующего норматива.

Из 28 функционировавших на 01.07.2000 банков 22 имели устав­ные фонды, сформированные в раз­мере, отвечающем требованиям Национального банка (26,с.325). Их величи­на достигает приемлемых по меж­дународным стандартам уров­ней (свыше 2,0 млн евро для белорус­ских и свыше 5,0 млн евро для сов­местных бан­ков, где доля иност­ранного капитала превышает 20% уставного фонда). Об эффек­тив­ности проводимых мер свиде­тельствует следующий факт. Ко­личество банков, выпол­няющих норматив минимального уставно­го фонда, в три раза больше, чем 2 года на­зад.

За пять месяцев 2000 года но­минальный объем уставных фон­дов банков рес­публики увеличился на 2,2 млрд рублей и на 01.06.2000 составил 102,0 млрд рублей. Вмес­те с тем за этот же период раз­мер уставных фондов банков в эк­виваленте евро снизился на 28,6% и составил 258,5 млн евро, что стало проявлением одного из отри­цательных воздействий инфля­ции на банковскую систему стра­ны.

В текущем году перед банками Беларуси поставлена задача обес­печить реаль­ный прирост собст­венных капиталов не менее чем на 10% (40,с.36). За январь — май 2000 года ре­альный (с учетом инфляции) объ­ем собственного капитала бан­ковской системы республики уве­личился на 12,6% (тем не менее снижение наблюдается у 3 бан­ков), в то время как номинальный возрос на 84,3 млрд. рублей (или на 63,2%) и на 01.06.2000 составил 217,8 млрд. рублей. Рост сущест­венный, но не настолько, чтобы уверенно превзойти темпы инфля­ции. Об этом свидетельствует сле­дующий факт. Раз­мер собствен­ных капиталов банков в эквива­ленте евро на 01.06.2000 составил 406,2 млн. евро, в начале года он был несколько выше и равнялся 413,5 млн. евро.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Больше по теме:

Определение класса кредитоспособности клиента
Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время. В документе о кредитной политике банка или других фик ...

Анализ эффективности коммуникаций Дирекции
Успешное осуществление стратегического менеджмента требует организации эффективной системы внутренних коммуникаций. Хорошо отлаженная система обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми подразделениями банка, как по горизонтали, ...

Понятия и цели банковского маркетинга
Реализация товаров и услуг- важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы ...