Необходимо разработать методологию пруденциального контроля банка на 4 — 5 внутримесячных дат, а в перспективе перейти по нескольким ключевым показателям на ежедневный контроль. Для этого нужно в полной мере использовать все возможности автоматизированного получения и обработки надзорной и аналитической информации по банкам.
С другой стороны, все более понятной становится необходимость построения прогнозов финансового положения отдельных банков и банковской системы в целом на перспективный период — от нескольких месяцев до 1 — 3 лет (59,с.320). Потребность в таких расчетах становится особенно острой, когда необходимо оценить последствия изменений для банков в их работе в макроэкономических условиях. Следует также существенно усовершенствовать методологию проверок банков на местах, приблизив ее к лучшим международным стандартам.
Более активную роль в контроле за работой банков, получая необходимую информацию, могут играть акционеры, клиенты банков. В этих целях, в соответствии с мировой тенденцией к повышению прозрачности банков, в Национальном банке разработаны Правила информирования общественности о банках и небанковских финансовых организациях, которые утверждены Правлением Национального банка Республики Беларусь и направлены для исполнения во все банки страны.
Правила предписывают банкам без ограничений и без какой-либо оплаты представлять о себе всем юридическим и физическим лицам 10 видов информации. Помимо чисто справочных, в банке можно получить некоторые сведения финансового характера, например: о зарегистрированном уставном фонде, размерах собственного капитала; последний годовой баланс и отчет о прибылях и убытках, подтвержденные внешней аудиторской организацией; сведения о средних процентных ставках по кредитам и вкладам (депозитам). По запросу и с согласия банка заинтересованное лицо может получить другую информацию, характеризующую финансовое положение и устойчивость банка.
Повышение прозрачности банков осуществляется для следующих целей: ориентации юридических и физических лиц при выборе ими обслуживающего банка; стимулирования конкуренции на рынке банковских услуг; снижения возможного материального ущерба для кредиторов, вкладчиков, клиентов в результате рискованной деятельности банков. Все это должно дать существенный экономический и социальный эффект. Как минимум, повышение уровня информационной прозрачности белорусских банков создаст более благоприятные условия для принятия отечественными и зарубежными инвесторами положительных решений по инвестированию средств в банковскую систему нашей страны и тем самым поспособствует укреплению ее стабильности.
Больше по теме:
Права и обязанности траст-отделов коммерческих банков
Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых опе ...
Особенности рынка облигаций внутреннего государственного займа
Украины
В Украине рынок долговых обязательств государства развивается с марта 1995 г., сначала в форме рынка ОВГЗ, со временем, в соответствии с потребностями, разветвляясь в рынок внешних заимствований и муниципальных займов. С того времени роль ...
Преобразования в первой половине XIXв.
Вплоть до начала второй половины ХIХ в. денежная система Государства Российского представляла собой крайне примитивную и обособленную от низших слоев империи структуру, поглощавшую словно клоака огромные материальные ценности, которыми ра ...