Пути повышения стабильности банковской системы

Банковское дело » Банковские системы » Пути повышения стабильности банковской системы

Страница 9

Национальный банк Республи­ки Беларусь ставит своей целью обеспечить меж­дународный уро­вень качества работы и надежности белорусских банков. Поэтому и национальные стандарты нашей стра­ны, процедуры банковского надзо­ра должны со­ответствовать требо­ваниям, принятым во всем мире.

Кратко и наиболее концентри­рованно международные требова­ния по организа­ции эффективного банковского надзора сформулиро­ваны в виде Основных Базельских принципов. Часть требований этих принципов в республике уже вы­полняется. Рас­смотрим несколько самых основных.

Еще в начале 90-х годов были приняты национальные законы для банковской деятельности, ко­торые затем были развиты и дета­лизированы в Банковском кодексе Республики Беларусь. Созданы ор­ганы банковского надзора с четко разграниченной ответственностью и задачами для каждого органа. Им предоставлена достаточная опе­ративная самостоятельность. На­лажен информационный обмен и координация между различными контрольными органами, ответст­венными за контроль банковской дея­тельности. Сделаны шаги по по­вышению прозрачности работы банков. Налаживается система об­мена информацией с иностранны­ми надзорными органами и многое другое.

С 1 января 2000 года банки рес­публики при определении всех эко­номических нормативов перешли на расчет двухуровневого капитала банка, который широко при­меняется в международной практике. Он более реально отражает финан­совую устой­чивость банка посредством ограничения влияния на раз­мер капитала нестабильных источ­ников.

Начато также использование других модифицированных эконо­мических норма­тивов, в частности это касается: соотношения высоко­ликвидных и суммарных активов банка; совокупной величины кре­дитов акционерам (участникам) кредитной организа­ции и максимального размера кредитов инсайдерам кредитной организации. Это су­щественно расширяет возможно­сти контроля со стороны Нацио­нального банка за сте­пенью устойчивости и надежности белорусских банков.

Вместе с тем по некоторым на­правлениям, обеспечивающим со­ответствие меж­дународным требо­ваниям для эффективного надзора за банками, еще многое пред­стоит сделать. Важнейшие среди них: ус­тойчивость макроэкономической политики, эффективная рыночная дисциплина, обеспечение высокого уровня защиты депозитов граждан в банках, существенное повыше­ние уровня юридического и мате­риального обеспечения надзорной деятельности, достижение в рес­публике принятых в мировой практике стандартов бухгалтерского учета и другие.

В целях совершенствования банковского надзора необходимо прежде всего по­высить оператив­ность и достоверность оценки фи­нансового положения банка. Вы­пол­нение большинства экономиче­ских нормативов контролируется по данным баланса банка на первое число месяца. Этот процесс хорошо отлажен надзорными органами ме­тодологически и организационно. Однако, во-первых, финансовое по­ложение банка может серьезно меняться, даже за месячный период, то есть между двумя контрольны­ми датами. Во-вторых, на составление банками пруденциальной от­четности, ее полу­чение и проверку надзорными органами при сущест­вующей технологии уходит 18 — 20 дней, что влияет не лучшим образом на принятие по-настоящему оперативных мер в отношении бан­ка — время оказывается упущенным. В-третьих, банки научились на первое число месяца «выво­дить» необходимый показатель, который может сущест­венно отли­чаться от реального.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Больше по теме:

Виды кредитов
Для того, чтобы говорить об управлении кредитами в банках, надо понять, что же такое кредит и кредитный рынок. Кредит - это сумма денег, получаемая заемщиком от банка или иного кредитного учреждения на условиях возвратности, платности, с ...

Деньги безналичного оборота
Деньги безналичного оборота обладают спецификой, на которую следует обратить внимание. Особенности безналичных денежных расчётов: ü в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средст ...

Проект Федерального Закона «Об использовании банковских карт в Российской Федерации»
14 мая 1998 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания, на которых обсуждался проект закона «Об использовании банковских карт в Российской Федерации», подготовленный Ассоциацией российских банков и Национальной ассоциацией ...