(81, с. 61)
Еще более детальный анализ будет предполагать построение графика “Отклонения фактических остатков средств клиентов за каждый день от среднедневных за август 2000 г.”.
Отклонение фактических остатков средств клиентов за каждый день от среднедневных за август 2000 г.
![]() | |||
| |||
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31
График показывает очень широкий диапазон колебания средств
клиентов — от 86 до 146 усл. ед., достигающий 25% [(146 -86)/120]/2 •100. Это говорит о том, что остатки на счетах клиентов (всех или отдельных - еще одна тема для анализа) подвержены резким колебаниям. Эти колебания могут быть закономерными (повторяться из месяца в месяц, например, уплата налогов, выплата зарплаты) либо хаотичными. И, естественно, во втором случае проблем с ликвидностью будет больше, чем в первом. Диапазон колебаний также будет более широким у того банка, который имеет небольшое количество счетов клиентов (в основном, с большими остатками), в отличие от банка с множеством мелких клиентов.
Этот наглядный пример доказывает, что правильный выбор базы для проведения анализа (выбор, наиболее полно соответствующий поставленным целям) – это, в определенной степени, гарантия успеха. Максимум информации при анализе извлекается, если используются средние величины. Это позволяет увидеть ситуацию в целом за анализируемый период. Попробуем применить метод средних величин при расчете коэффициента ликвидности.
Коэффициент ликвидности рассчитывается путем сопоставления, во-первых, пассивов до востребования, умноженных на риск одновременного снятия (сюда включаются также пассивы с просроченными сроками), с активами, скорректированными на процент ликвидности, и, во-вторых, срочных пассивов и активов по срокам погашения. Причем данные для расчета берутся фактические, из баланса за последний отчетный день месяца. В то же время анализ, проведенный выше, показал, что фактические данные не раскрывают ситуации в целом за месяц, а показывают нам положение дел банка за последний день, точнее, на конец последнего дня отчетного месяца. Естественно, что банк (если сделать такое допущение), не выполняя в течение месяца норматива по ликвидности и неся тем самым немалый риск для своих вкладчиков, может в последний день месяца купить необходимые ресурсы на межбанковском рынке (риск одновременного снятия по межбанковским ресурсам (60%) меньше процента ликвидности по корсчету (100%)). Поэтому при расчете коэффициента ликвидности целесообразнее брать среднедневные остатки средств на корсчете, так как это наиболее мобильная статья актива баланса. В пассиве такими статьями могут быть депозиты других банков, средства на лоро-счетах и другие счета, остатки по которым склонны к резким колебаниям.
Значение рассчитанного таким образом коэффициента ликвидности наиболее точно покажет, как в течение месяца обязательства банка до востребования покрывались соответствующими ликвидными активами, и отобразит реальный риск неплатежеспособности, допущенный банком. Такой риск будет у большинства банков. Почему? Потому что в погоне за прибылью средства могут размещаться на сроки большие, чем были привлечены первоначально, и к тому же в наиболее прибыльные и, следовательно, более рисковые активы с нулевым процентом ликвидности. И все это вполне нормально, но до определенного уровня.
Больше по теме:
Программа сотрудничества банка «Центр-инвест» с международными и
российскими компаниями для поддержки малого бизнеса
Для малого бизнеса банк “ Центр-инвест” предлогает следующие механизмы поддержки малых предприятий.
Таблица 8
Механизмы поддержки малых предприятий.
Механизмы финансовой поддержки малых предприятий
Эффект для малых предприятий ...
Современная архитектура сети SWIFT
Техническая инфраструктура SWIFT создавалась в 1970е годы и содержала компьютерные центры, расположенные по всему миру и соединенные высокоскоростными линиями передачи данных. SWIFT позволяет финансовым организациям из разных стран подкл ...
Место и роль финансового анализа в управлении Сбербанком
Анализ деятельности учреждений банка с точки зрения доходности, надежности, ликвидности, степени риска, в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы коммерческих банков, является крайне необходимым. При разработке предложений по ...