Деятельность Национального банка страны по развитию и укреплению банковской системы, регулированию ее ликвидности необходимо рассматривать в увязке с осуществлен Нацбанком разработанной во взаимодействии с Правительством денежно-кредитной политики, направленной на достижение макроэкономической стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты.
Под регулированием ликвидности банковской системы понимается изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств банкам с помощью различных инструментов денежно-кредитной политики.
Одним из показателей, характеризующих ликвидность банковской системы, является состояние остатков средств на корреспондентских счетах банков. Банк России на ежедневной основе контролирует состояние корреспондентских счетов банков и своими действиями стремится поддерживать оптимальную величину средств на этих счетах, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Ежедневная информация об этих остатках, поступающая в Банк Беларуси позволяет сделать вывод, что в течение 1996 г. коммерческие банки располагали свободными средствами на корреспондентских счетах в пределах от 13 до 19 трлн руб. По нашей оценке, минимальная сумма, которая может привести к каким-либо необратимым последствиям, - это менее 9 трлн руб. Объем средств, который позволяет бесперебойно функционировать банковской системе России, составляет в среднем 14 трлн. руб. Как только свободные средства достигают величины 18 - 19 трлн. руб., речь может идти об излишней ликвидности банков, и целесообразно принимать меры по изъятию части средств. (98, с. 14)
Если до 1995 г. одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России являлись резервные требования, то в настоящее время используется более разнообразный инструментарий.
Обязательные резервы устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей, банков посредством изъятия у них части свободных денежных средств, и таким образом происходит сокращение ликвидности всей банковской системы.
В 1996 г. механизм обязательного резервирования наряду с изъятием средств предоставил банкам возможность внутримесячного пополнения ликвидности в размере не более 5% суммы обязательных резервов, депонированных в Банке Беларуси.
Данные отчетности, поступающие от главных управлений (национальных банков) Банка Беларуси свидетельствуют о том, что правом на внутримесячное снижение нормативов обязательных резервов в целях регулирования собственной ликвидности за период с мая по август 1996 г. воспользовались 13 коммерческих банков, а общая сумма обязательных резервов, перечисленная на их корреспондентские счета вследствие снижения нормативов, составила 10,0 млрд. рублей.
Предполагается дальнейшее совершенствование указанного механизма, хотя Банк Беларуси не планирует в ближайшее время кардинального изменения порядка формирования обязательных резервов. В то же время по мере роста спроса на деньги Банк Беларуси будет проводить политику, направленную на снижение норм резервных требований.
В целях ослабления давления на валютном рынке, изъятия излишней рублевой денежной массы у банкой Банк Беларуси проводит депозитные операции, совершенствуя механизм их осуществления.
Впервые Банк Беларуси осуществил депозитные операции в июне 1995 г. для того, чтобы стерилизовать значительную сумму рублевых средств, эмитированных в ходе вынужденной покупки иностранной валюты у банков (шел процесс дедолларизации, население и экономические агенты избавлялись от долларов).
С риском связана платежеспособность банка, под которой понимается способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. В основе платежеспособности лежит ликвидность банка. Однако платежеспособность банка зависит не только от ликвидности баланса банка, но и от ряда других факторов, к которым можно отнести:
а) политическую и экономическую ситуацию в государстве;
б) состояние денежного рынка;
Больше по теме:
Реорганизация кредитных
организаций
Одним из наиболее эффективных направлений реструктурирования банковской системы является реорганизация кредитных организаций, при которой может быть в максимальной степени обеспечена защита интересов кредиторов. Кроме того, за счет концен ...
План маркетинговой кампании и методы его реализации
План маркетинговой кампании является ее стержнем, сердцевиной. Он позволяет:
· четко определить цели программы;
· продумать все предпосылки и условия будущей кампании;
· определить методику оценки эффективности программы и успешности ...
Общая информация о работе банковского надзора
В экономике любого типа банки (а также парабанковские организации) относятся к особой категории предприятий, в которых продуктом труда являются деньги. Хорошо продуманная, надежная и монолитная банковская система - это краеугольный камень ...