Конечно, несмотря на определенную специфичность рисков, присущих тем или другим сегментам финансовых рынков, они достаточно тесно взаимосвязаны, что требует координированных усилий подразделений банка, работающих на разных рынках.
Вместе с тем могут быть выделены направления риск-менеджмента, играющие первостепенную роль при организации работы на финансовом рынке в целом. Их реализация требует не только налаживания тесной координации деятельности различных подразделений банка и управления рисками внутри них, но и создания специализированных общебанковских информационно-аналитических и организационных структур, а также выработки подходов к управлению рисками, к которым, конечно же, в первую очередь следует отнести управление риском ликвидности и доходности банка в целом.
В современной российской банковской практике распространены несколько способов управления ликвидностью. Традиционным является способ поддержания определенной доли активов в ликвидной форме, т. е. в форме наличных денежных средств, мгновенно готовых к выплате по первому требованию. Однако этот способ одновременно является и наиболее примитивным, поскольку отвлекает денежные средства от активных операций, а следовательно, уменьшает доходы банка.
Другим способом поддержания достаточного уровня ликвидности является создание соответствующей структуры пассивов банка, снижающей зависимость от неустойчивых источников.
Используется также метод создания резервных источников финансирования (оперативного привлечения средств на межбанковском рынке), а также оперативного размещения денежных средств на межбанковском рынке.
Многообразие видов и методов анализа обуславливает наличие определенных целей и задач, поставить которые перед собой порой бывает гораздо легче, чем выбрать соответствующий сценарий анализа. В свою очередь, цели и задачи анализа непосредственно вытекают из целей и задач деятельности каждого банка. А это, прежде всего, прибыльность и ликвидность.
При проведении анализа необходимо абстрагироваться от всех второстепенных процессов и явлений, чтобы не искажать ими реально полученные результаты. Наиболее полно этого можно добиться только ясно представляя себе цели и задачи анализа. При этом выбранная для анализа база (источники анализа) должна также соответствовать его целям и задачам. Важно различать, когда при проведении анализа лучше использовать средние величины, когда – просто данные на отчетную дату, а когда — то и другое вместе. Например, если нужно просмотреть только динамику средств клиентов, то вполне достаточно воспользоваться фактическими остатками на какие-либо даты (см. табл. 2). Данные таблицы 2 показывают, что остатки средств клиентов на 1-е сентября 2000 г. по сравнению с 1-м августом 2000 г. снизились на 5 усл. ед.
Таблица 2.
Фактические остатки на | ||
Средства клиентов |
01.08.2000 г. |
01.09.2000 г. |
100 |
95 |
Таблица 3.
Среднедневные остатки на | ||
Средства клиентов |
Июль 2000 г. |
Август 2000 г. |
100 |
120 |
Если необходимо провести более глубокий анализ, проанализировать, как обстояли у банка дела с ресурсами в отчетном месяце по сравнению с предыдущим, то следует использовать уже среднедневные остатки средств клиентов (см. табл. 3). Данные этих таблиц свидетельствуют о том, что, несмотря на то что фактические остатки средств клиентов упали, все же в целом за август банк располагал большим объемом ресурсов (на 20 усл. ед.) по сравнению с июлем. Следовательно, при прочих равных условиях банк имел меньше проблем с ликвидностью.
Больше по теме:
Понятия и цели банковского маркетинга
Реализация товаров и услуг- важнейший этап деятельности
любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское
дело как вид предпринимательской деятельности не составляет
исключения. Целью политики руководства банка и работы ...
Надзор Национального банка в банковской
деятельности
Банковская система включает эмиссионные и неэмиссионные банки. Неэмиссионные банки в свою очередь подразделяются на коммерческие и специализированные. К специализированным банкам относятся инновационные, инвестиционные, ссудосберегатедь ...
Современная архитектура сети SWIFT
Техническая инфраструктура SWIFT создавалась в 1970е годы и содержала компьютерные центры, расположенные по всему миру и соединенные высокоскоростными линиями передачи данных. SWIFT позволяет финансовым организациям из разных стран подкл ...