Второй уровень поддержания ликвидности банковской системы рефинансирования позволяет обеспечить преимущественно адресную поддержку банков, имеющих решающее значение для обеспечения бесперебойности расчетов всей банковской системы, на более длительный по сравнению с инструментами первого уровня срок – до 30 дней. Данные инструменты ориентированы на поддержку банков под непосредственным контролем Национального банка в условиях значительного (как правило, сезонного) оттока средств.
Инструменты третьего уровня, также предполагающие предварительное получение согласия Национального банка на осуществление рефинансирования, либо инициируемые самим Национальным банком, включают в себя:
ломбардный аукцион;
покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;
покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до погашения";
покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;
операции по встречному размещению депозитов.
Лимиты по инструментам третьего уровня не устанавливаются. Инструменты данного уровня задействуются по более высокой процентной ставке, чем инструменты второго уровня, и активизируются при условии полного использования общего лимита, устанавливаемого по инструментам второго уровня.
Посредством инструментов третьего уровня в периоды наибольшего давления на платежную систему и при возникновении прочих непредвиденных ситуаций по решению Национального банка обеспечивается удовлетворение потребностей банков в ликвидности на срок до 30 дней при одновременной мотивации банков к сокращению сроков рефинансирования посредством установления повышенного размера процентных ставок по инструментам.
Национальным банком осуществляются операции, направленные на ограничение кредитной экспансии банков посредством связывания избыточной рублевой ликвидности и поддержания основных ставок денежного рынка на необходимо высоком уровне.
Операции Национального банка по приему рублевых средств банков в депозиты, как правило, на срок до 7 дней, преследуют цель формирования нижнего порога по процентным ставкам денежного рынка, в то время как другая группа операций (продажа ценных бумаг на условиях РЕПО и "до погашения", продажа иностранной валюты на условиях СВОП) ориентирована на связывание свободных ресурсов банков и задание параметров функционирования денежно-кредитной системы преимущественно в более долгосрочной перспективе. Кроме этого. инструментом изъятия ликвидности банковской системы фактически является доперечисление банками средств в фонд обязательных резервов для поддержания его необходимой средней величины.
Управление системой регулирования ликвидности заключается в определении набора (структуры) доступных операций и в установлении размера процентных ставок и лимитов по ним.
Определение набора активных инструментов и выбор общих параметров функционирования системы регулирования ликвидности банковской системы в течение 2000 года будут изменяться в соответствии с этапами выхода на единый курс белорусского рубля, определенными Основными направлениями.
Ставки по операциям поддержания ликвидности банковской системы устанавливаются Национальным банком исходя из необходимости поддержания реального положительного значения ставок инструментов второго и третьего уровней с учетом установленного размера базовой ставки рефинансирования Национального банка и складывающейся конъюнктуры финансовых рынков.
Условием качества и реализуемости отвечает целый ряд видов ценных бумаг. Наиболее подходящим для вторичных резервов являются казначейские векселя, а также другие ценные бумаги правительства и его органов. Также могут использоваться акцепты и коммерческие бумаги, реализуемые на открытом рынке. Банковский акцепт представляет собой акцептованную банком тратту со сроком платежа обычно до 180 дней. Коммерческие бумаги представляют собой векселя, выпускаемые корпорациями на сравнительно короткие сроки, обычно не более 4-6 месяцев. Чтобы занимать деньги таким способом, корпорация должна обладать очень высокой кредитоспособностью.
Хотя теория перемещения в известной степени обоснована, сотни банков, следовавших ее указаниям, не избежали проблемы ликвидности в 20-30-е годы текущего столетия. Банк может иметь в своем портфеле первоклассные ценные бумаги, но в условиях стагнации производства особенно при кризисе, когда испытывается всеобщая нехватка, ликвидности, реализовать часть активов не представляется возможным. Поэтому экономические кризисы сопровождаются биржевыми кризисами. Курсы ценных бумаг резко падают и подрывают возможности рефинансирования на финансовом рынке. (20, с. 38)
Больше по теме:
Депозитарно - клиринговая инфраструктура рыка ценных бумаг
Механизм и основные элементы инфраструктуры ценных бумаг: совокупность технологий по заключению и исполнению сделок. Задачи элементов инфраструктуры: управление рисками на рынке ценных бумаг, снижение стоимости сделок. Функции торговой си ...
«Воровские
деньги» XVIв. Начала XVII в.
Стремясь оставить неизменным вид архаичной русской копейки, чтобы предотвратить утечку за рубеж драгоценных металлов и сохранить доходы казны от перечеканки талеров в русскую монету, правительство создавало объективную возможность засор ...
Хеджеры
Хеджерами
являются участники рынка, использующие фьючерсы и опционы для уменьшения риска ценовых колебаний. Их участие во фьючерсной торговле связано с реальными операциями, касающимися товара или финансового инструмента, лежащего в осно ...