Теории управления банковской ликвидностью

Банковское дело » Ликвидность и платежеспособность » Теории управления банковской ликвидностью

Страница 4

Теория перемещения основана на утверждении, что банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать кредиторам или инвесторам за наличные. Если кредиты не пога­шаются в срок, то переданные в обеспечение ссуды товарно-мате­риальные ценности могут быть проданы на рынке за наличные, а в случае нужды в средствах можно обратиться к рефинансированию Центрального банка. В данном случае условием покрытия потреб­ностей отдельного коммерческого банка в ликвидных ресурсах является постоянное наличие активов, которые можно продать. Соответственно, банковская система будет ликвидной, если Цент­ральный банк будет свободно покупать предлагаемые к переучету активы. При этом легко реализуемые рыночные ценные бумаги долгое время рассматривались в качестве прекрасного источника ликвидных резервов, поскольку такие ценные бумаги можно превратить в наличные деньги. Поэтому на них часто ссылаются как на резервы второй очереди. Чтобы обеспечить конвертируе­мость без задержек и потерь, вторичные резервы должны отвечать трем требованиям: короткий срок погашения, высокое качество и реализуемость. Они должны быть защищены от кредитного риска и риска изменения рыночных процентных ставок, а также прода­ваться на рынке с краткосрочным уведомлением.

В отношении срока погашения к активам, используемым как резерв ликвидности, не предъявляется определенных требований, но общим правилом является: чем короче срок, тем лучше.

Инструменты поддержания ликвидности банковской си­стемы (далее – инструменты) группируются в следующие уров­ни:

первый уровень – постоянно доступные инструменты;

второй уровень – инструменты, доступные с согласия или по инициативе Национального банка;

третий уровень – инструменты дополнительной поддержки,

доступные с согласия или по инициативе Национального банка.

К инструментам первого уровня относятся:

усреднение фонда обязательных резервов (далее – ФОР) от рублевых ресурсов;

однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт");

гарантированный выкуп Национальным банком государственных ценных бумаг у банков – первичных инвесторов на ус­ловиях РЕПО.

Указанные инструменты являются постоянно доступ­ными механизмами ресурсной поддержки и могут быть исполь­зованы по первому требованию банка в течение одного рабоче­го дня в пределах установленных для банка индивидуальных лимитов. Данные инструменты позволяют гибко обеспечить первичную потребность рынка в необходимой сверхсрочной ликвидности в автономном режиме. Их задачей является созда­ние запаса времени на принятие Национальным банком концеп­туальных решений по тактическим вопросам поддержания лик­видности банков.

На первом уровне задача ограничения эмиссионных последствий от операций поддержания ликвидности решается двумя способами. Во-первых, принцип усреднения, положенный в основу формирования ФОР от рублевых ресурсов, предпола­гает, что изъятие части средств фонда должно быть полностью компенсировано предварительным либо последующим накоп­лением эквивалентного запаса средств на счете обязательных резервов в рамках одного месяца, что практически не имеет эмиссионных последствий. Во-вторых, в отличие от бесплатно­го заимствования из ФОР использование кредита "овернайт" и гарантированного выкупа государственных ценных бумаг имеет своей целью поднять стоимость ресурсов на денежном рынке и, таким образом, также служит фактором, сдерживающим кредитную экспансию банков. (91, с. 15)

К инструментам второго уровня относятся:

ломбардный кредит по фиксированной ставке;

ломбардный аукцион;

покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;

покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до погаше­ния";

покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;

операции по встречному размещению депозитов;

переучет векселей.

Особенностью инструментов второго уровня является необходимость согласования объемов рефинансирования с На­циональным банком. Это представляется необходимым элемен­том при реализации жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей контроль за монетарными агрегатами.

Для инструментов второго уровня устанавливается общий лимит задолженности, лимиты по отдельным видам опе­раций и индивидуальные лимиты по банкам не устанавливают­ся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме:

Вопросы ликвидации коммерческих банков
Участившиеся в последнее время сообщения о трудностях, связанных с удовлетворением прав кредиторов обанкротившихся банков, вызывают некоторое недоумение. Например, известие о том, что все исполнительные листы, выданные различными судами в ...

Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки
В советской экономической литературе практически отсутствовало понятие "кредитоспособность". Такое положение объяснялось ограничением использования товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а так же тем, что для ...

Основные специфические положення современной системы кредитования
1. Система кредитования базируется на ресурсах банка как предприятия. Казалось бы, естественное положение, однако ранее действовавшая, схема лишь создавала иллюзию того, что кредитное учреждение работает на предоставленных ему сверху кред ...