Принцип расчета ликвидности состоит в сопоставлении ликвидных активов с определенными пассивами, то есть фактической ликвидности с требуемой.
Фактическая ликвидность - это имеющиеся ликвидные активы для оплаты долговых обязательств в срок погашения или до востребования в зависимости от обязательств. К ликвидным активам относятся:
- касса и приравненные к ней средства, сродства в Национальном банке Республики Беларусь, в том числе средства на резервном счете в Национальном банке Республики Беларусь, внесенные сверх причитающихся сумм, государственные ценные бумаги Республики Беларусь, номинированные в национальной денежной единице н стран - членов ОЭСР - 100 процентов от балансовой суммы;
- средства до востребования в банках стран - членов ОЭСР, государственные ценные бумаги Республики Беларусь, номинированные в иностранной валюте и стран - не членов ОЭСР - 80 процентов от балансовой суммы.
Требуемая ликвидность - сумма ликвидных активов, которую необходимо хранить банку, чтобы он мог оплачивать свои долговые обязательства при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск возможного одновременного снятия средств по ним. Устанавливаются два параметра одновременного снятия средств до востребования:
- остатки на текущих (расчетных) счетах юридических лиц, средства па корсчетах других банков, вклады и депозиты юридических и физических лиц до востребования - 20 процентов от балансовой суммы;
- депозиты до востребования других банков, кредиты до востребования, купленные у других банков, кроме Национального банка Республики Беларусь, - 60 процентов от балансовой суммы.
Показатель ликвидности банка характеризует соотношение активов банка сроком погашения до 12 месяцев и обязательств банка со сроком исполнения до 1 2 месяцев. (89, с.46)
Минимально допустимое значение норматива ликвидности устанавливается в размере 10%.
Ограничение размера риска на одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, устанавливается для уменьшения вероятных убытков банка в случаях, когда вложенные в рискованные операции средства не возвращаются вовремя и в полном размере.
Уполномоченные органы управления банком должны разработать и утвердить внутренне положение по контролю за осуществлением рискованных операций, включающее изложение соответствующих процедур контроля, полномочии, взаимодействие с филиалами и другие мероприятия, обеспечивающие разумное управление и ограничение рисков.
Выделяются заемщики-инсайдеры и остальные заемщики, по которым устанавливаются отдельные значения максимального размера риска на одного заемщика.
Максимальный размер риска на одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, представляет собой отношение совокупной суммы требований банка к заемщику, включая взаимосвязанных заемщиков, с учетом кредитного эквивалента, внебалансовых обязательств, выданных банком в отношении одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков к собственному капиталу банка.
Настоящий норматив рассчитывается также по каждому эмитенту, в ценные бумаги которого банком произведены вложения, включая государство – эмитент государственных ценных бумаг, кроме Республики Беларусь.
Настоящий норматив рассчитывается также по совокупной сумме требований к банку-заемщику, в том числе сумме внебаласовых обязательств.
Для управления банковской ликвидностью вводится ограничение размера выдачи кредита одному заемщику, т. е. определяется максимальный размер риска на одного заемщика. Такой коэффициент (К3) рассчитывается по следующей формуле:
К3 = К/С,
где К — совокупная задолженность по ссудам одного заемщика + 50% суммы забалансовых обязательств, выданных банком в отношении донного заемщика, С — собственный капитал банка.
Больше по теме:
Проблемы развития и современное состояние кредитной системы Российской
Федерации
Процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, ...
Регулирование деятельности иностранного банковского капитала за рубежом
Подход зарубежных правительств к регулированию деятельности иностранного банковского капитала определяется национальными интересами и зависит от ряда факторов. Если государство стремится привлечь в страну капитал вообще и банковский капит ...
Организация
электронного документооборота в банке
В российской федерации электронные расчеты стали внедряться сразу в двух звеньях системы безналичных платежей: во взаимоотношении коммерческих банков со своей клиентурой (банк-клиент) и в межбанковских расчетах (банк-банк). Межбанковские ...