Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Рес­публике Бе­ларусь

Банковское дело » Банковские системы » Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Рес­публике Бе­ларусь

Страница 1

В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двух­уровневая бан­ков­ская система, состоящая из:

1) Национального банка Республики Беларусь;

2) коммерческих банков.

Национальный банк Республики Беларусь был образован в 1991 г. В ча­стности, Верховный Совет Белорусской ССР, руковод­ствуясь Декларацией о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Рес­публики, постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью Бело­русской Советской Социалистиче­ской Республики Белорусский республикан­ский банк Госбанка СССР и республикан­ские специализированные банки и по­становил: "Создать на базе Белорусского респуб­ликан­ского банка Госбанка СССР и республиканских специализирован­ных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстрой­банка СССР Национальный банк Белорус­ской ССР. Завершить формирование Национального банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года" (20,с.262).

Национальный банк Республики Беларусь является Централь­ным банком рес­публики и подотчетен Верховному Совету Респуб­лики Беларусь. Он имеет право за­конодательной инициативы. Председатель правления Нацбанка назна­чается Верхов­ным Сове­том, его заместители и члены правления — Президиу­мом Верхов­ного Со­вета.

Национальный банк Республики Беларусь самостоятелен в своей дея­тельности в пределах полномочий, предоставленных законом и своим Уставом, утверждаемым Верховным Советом Республики Беларусь. Он ежегодно пред­ставляет Верховному Со­вету отчет о своей работе.

Государственные органы не имеют права вмешиваться в дея­тельность На­цбанка, осуществляемую в рамках его полномочий. Он не несет ответствен­ности по обязательствам правительства так же, как и правительство — по обя­зательствам На­цбанка, за исклю­чением случаев, предусмотренных действую­щим законодательством.

Национальный банк имеет уставный, резервный и другие фонды, которые слу­жат обеспечением его обязательств. На январь 1994 г. Нацбанк располагал собствен­ным капиталом в размере около 300 млрд. рублей (данные приведены до деноминации в августе 1994 г.).

Председатель правления Национального банка участвует в заседаниях Кабинета Министров Республики Беларусь с правом совещательного голоса. Нацбанк совместно с правительством еже­годно разрабатывает и представляет в Верховный Совет основ­ные направления денежно-кредитной политики на оче­редной год, а также отчет о ее реализации за истекший год.

Национальный банк предпринимает меры по ограничению темпов инфля­ции. Воздействие на монетарные факторы инфляции он осуществ­ляет, с помощью экономических регуляторов, исполь­зуемых в мировой практике. Национальный банк Республики Беларусь выступает в роли:

а) банкира;

б) экономического советника правительства;

в) финансового агента правительства;

г) представляет Республику Беларусь во всех организациях, в том числе международных, по вопросам денежно-кредитной поли­тики и лицен­зирования банковской деятельности.

Национальный банк оказывает банковские услуги иностранным пра­витель­ствам, зарубежным банкам и финансовым органам. В качестве пред­ставителя Рес­публики Беларусь может брать на себя обязательства и осу­ществлять операции, связанные с участием Беларуси в работе международ­ных организаций.

Предприятие-поставщик предоставляет отсрочку платежа за свой товар (ус­луги), предприятие-покупатель передает кредитору вексель как долговое свидетель­ство и обя­зательство платежа. Однако, эта форма кредита не полу­чила широкого рас­пространения в республике.

Национальный банк имеет исключительное право и несет исключитель­ную от­ветственность за выработку и проведение по­литики в области обменных курсов, в ча­стности, в его задачу входит:

1) издание нормативных активов в отношении операций с ино­странной валю­той;

2) поддержание резервов иностранной валюты и распоряжение ими;

3) выдача и отмена лицензий на проведение банковских опера­ций с ино­стран­ной валютой;

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Принципы банковского управления
Под принципами организации работы банка понимаются такие исходные положения его деятельности, которые дают предпосылки для реализации присущих банку функций и выполнения банковских операций. Банки, как правило, организованы по функционал ...

Классификация сетей
Сети компьютеров имеют множество преимуществ перед совокупностью отдельных систем, в их числе следующие: * Разделение ресурсов. Пользователи сети могут иметь доступ к определенным ресурсам всех узлов сети. В их числе, например, наборы д ...

Факторинг. Общие положения
Факторинг - это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Цель факторинга - устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. В странах ...