О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом

Банковское дело » О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом

Страница 3

Банки, как правило, играют активную роль на всех стадиях принятия решений о судьбе неплатежеспособной фирмы. После установления факта кризисного состояния предприятия-должника банк осуществляет первичный анализ ситуации с целью выявления основных проблем и степени их остроты. Поскольку неплатежеспособность предприятия обычно затрагивает несколько банков (кредиторов), следующим шагом является создание банковского пула (комитета кредиторов). Эти органы осуществляют комплекс срочных мер, которые направлены на повышение ликвидности предприятия: например, на снижение издержек или запасов нереализованной продукции, на усиление контроля за дебиторами и т.п. Срочные меры включают также возможность назначения "кризисного управляющего", поскольку, как указывалось выше, до 80 процентов банкротств являются следствием ошибок и некомпетентности менеджеров. Одновременно предоставляются дополнительные кредиты для преодоления временных платежных затруднений.

Параллельно с этим создается комитет по реструктуризации, в который входят специалисты банков, знакомые с производственной и финансовой деятельностью фирм, а при необходимости - специалисты со стороны. В круг задач комитета по реструктуризации входят детальный анализ положения на предприятии, оценка объема средств, необходимых для оздоровления фирмы, их сравнение с потерями кредиторов при ее банкротстве и в конечном счете предложения по дальнейшей судьбе предприятия. Решающим критерием при принятии решения о спасении (банкротстве) фирмы является обычно качество продукции, рыночный спрос на нее, экономичность производства и другие "реально-экономические" параметры. Если положение фирмы признается бесперспективным, кредитные отношения с ней разрываются и инициируются процедуры по ее банкротству. При положительном решении относительно жизнеспособности фирмы комитет по реструктуризации разрабатывает детальные планы по преодолению кризиса, включающие изменение структуры производства, совершенствование системы сбыта, организационной структуры фирмы, а также планы финансирования соответствующих мероприятий.

Планы по реструктуризации (изменение организационной и производственной структуры фирмы с целью ее приспособления к изменяющимся рыночным условиям) обычно предусматривают концентрацию усилий на развитии тех сфер деятельности, которые приносят основную часть прибыли. Остальные сферы ликвидируются или реализуются третьим лицам.

Реструктуризация, как правило, сопровождается санацией (меры по финансовому оздоровлению фирмы и обеспечению необходимой ликвидности), производимой совместными усилиями всех кредиторов в форме частичного отказа от требований, которые могут быть переоформлены в ссуды на новых условиях, предусматривающих, например, зависимость ставки процента от финансовых показателей деятельности фирмы, изменение сроков погашения ссуд и т.п. В качестве возмещения за санацию кредиторы обычно требуют от фирмы-должника дополнительных льгот (например, оговаривают определенную сумму или долю в прибыли, которую предприятие будет выплачивать им после выхода из кризиса).

В ряде стран, например в Германии, законом предусматривается создание с целью реструктуризации неплатежеспособных предприятий так называемых "обществ-продолжателей", которые направляют свои усилия на продолжение деятельности и спасение подобных предприятий или их составных частей. "Общества-продолжатели" подразделяются на:

- общества для санации;

- общества, вступающие во владение;

- общества поддержки.

Цель общества для санации заключается в спасении всей фирмы. При этом неплатежеспособные предприятия могут либо сохраняться как юридические лица, либо приобретать правопреемников в лице как уже существующих, так и вновь создаваемых обществ. При этом правопреемство может быть как полным, так и частичным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме:

История создания
3 мая 1973 года в Брюсселе представители 239 крупнейших банков Европы и Северной Америки основали и зарегистрировали консорциум SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) - Сообщество всемирных межбанковских финан ...

Клиринг чеков. Расчетные палаты
Чековое обращение с необходимостью порождает взаимные претензии банков друг к другу. Например, клиент банка А заплатил чеком в 100 долл. клиенту банка Б, находящегося в том же городе. Тот сдал чек в банк Б на инкассо. Одновременно другой ...

Угрозы информационной безопасности банка со стороны персонала
Преступления, в том числе в информационной сфере, совершаются людьми. Большинство систем не может нормально функционировать без участия человека. Пользователь системы, с одной стороны, — ее необходимый элемент, а с другой — он же является ...