О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом

Банковское дело » О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом

Страница 7

Для преодоления спонтанной реакции рынка исключительно важное значение имеет своевременное распознание возникающих проблем и быстрые, решительные действия.

Это, в свою очередь, требует наличия соответствующей системы информации и необходимых финансовых средств.

Ключевым элементом информационных систем является получение от банков необходимой статистики и ее оценка. В некоторых странах (например, в США) важное значение придается публикации отчетности банков. При этом предполагается, что на основе предоставленной информации рынок сам произведет оценку финансового состояния банков. В других странах (Япония, Скандинавские государства) требования к отчетности сравнительно ниже, что предполагает более активную роль органов надзора в оценке положения в банковской системе.

Зарубежная практика знает немало случаев чисто "административного" вмешательства в деятельность банков при угрозе их банкротства. В кризисных ситуациях применялись такие, например, меры, как закрытие банков на определенный срок, назначение надзорным органом "кризисного управляющего" и др. В то же время, как показала практика, вмешательство в деятельность банков требует, как правило, соответствующих финансовых средств, одним из источников которых являются системы депозитного страхования (СДС), создаваемые самими банками. Такого рода системы существуют сейчас практически во всех развитых странах мира, однако при возникновении острых проблем средства таких фондов могут оказаться недостаточными. В последнее время в США, Норвегии, Финляндии, Швеции возникла потребность в государственной финансовой поддержке банковской системы. В начале 90-х годов, например, правительства Швеции, Финляндии и Норвегии объявили, что они гарантируют своевременное выполнение банками своих обязательств - для того, в частности, чтобы рассеять сомнения в международных финансовых кругах и облегчить тем самым получение кредитов за рубежом. Размеры предоставляемой банкам поддержки могут быть весьма значительными. Так, в Норвегии в 1991 году эти суммы составили (за счет как частных фондов, так и государственных средств) около 2 процентов ВВП, в Финляндии в 1992 году - 5,7 процента, в Швеции в 1993 году - 2,4 процента.

Практика выработала несколько путей воздействия на банки, находящиеся в критической ситуации. Зарубежные исследователи выделяют три основные стратегии такого воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса.

Стратегия выжидания действует в том случае, если есть основания полагать, что затруднения банка носят временный характер и он сам в состоянии преодолеть их. Такая стратегия использовалась, например, в отношении ряда крупных банков США непосредственно после обострения долгового кризиса развивающихся стран в 80-е годы и в ряде случаев сопровождалась предоставлением надзорными органами некоторых льгот банкам (например, изменение в их пользу предписаний по учету убытков).

Подобные действия, как отмечают зарубежные исследователи, ведут при определенных условиях к положительным результатам, однако успех зависит от внешних обстоятельств, находящихся обычно вне сферы контроля государства и надзорных органов. Кроме того, ослабление правил надзора может спровоцировать проведение чрезмерно рискованных операций.

Ликвидация (продажа кредитного учреждения по частям) применяется сравнительно редко, так как разделение банка приводит к разрушению сложившихся отношений с клиентурой и потому связано со значительными потерями. Поскольку значение этого фактора возрастает с ростом размеров банка, данная мера обычно применяется в отношении небольших кредитных институтов. В Японии и Скандинавских странах она использовалась почти исключительно по отношению к небанковским финансовым компаниям, в США - к сберегательным кассам. Реструктуризация баланса (санация) предполагает прямое или косвенное увеличение капитала. В Германии и Швейцарии существует практика, когда надзорный орган путем ужесточения контроля, а также мер "морального воздействия" побуждает акционеров и собственников к предоставлению дополнительного капитала. Тем самым акционеры подают публике сигнал, что они уверены в жизнеспособности и будущей рентабельности банка. Отказ акционеров от соответствующих действий может рассматриваться в качестве аргумента для инициирования процедуры банкротства.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Больше по теме:

Проект Федерального Закона «Об использовании банковских карт в Российской Федерации»
14 мая 1998 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания, на которых обсуждался проект закона «Об использовании банковских карт в Российской Федерации», подготовленный Ассоциацией российских банков и Национальной ассоциацией ...

Введение нац. валюты – сома
10 мая 1993 года Кыргызстан заявил о введении собственной нац. валюты. Сегодня уверено можно сказать, что сом оправдал наше надежды, крепко стол на ноги и чувствует себя равен среди «мягкий» валют собратьев о содружестве независимых госу ...

Первый выпуск акций
При учреждении акционерного банка (как закрытого, так и открытого типа) в Российской Федерации происходит только закрытое распределение акций. Действующими нормативными актами предусматривается, что при учреждении акционерного банка (а та ...