Одним из проявлений экономического кризиса, переживаемого Россией, является кризис неплатежей. Фактическое банкротство значительного числа предприятий делает крайне неустойчивым финансовое положение многих банков и небанковских финансовых учреждений. Ситуация усугубляется несовершенством российского законодательства о банкротстве, а также отсутствием отработанных процедур по вмешательству в деятельность неплатежеспособных предприятий и банков, принятию решений об их санации или банкротстве, организационных мероприятий по ликвидации предприятий-банкротов.
Это обусловливает особую актуальность анализа зарубежного опыта в решении соответствующих вопросов. Некоторые правовые аспекты банкротства заемщиков Зарубежные исследователи отмечают, что причины невозврата кредитов можно объединить в пять основных групп:
- недостаточный размер собственного капитала (быстрый рост предприятия; неэффективные инвестиции; изъятие средств пайщиками или акционерами, недостаточный уровень самофинансирования);
- долгосрочные вложения краткосрочного капитала (низкий уровень финансового планирования, слабая кредитоспособность, превышение фактических издержек производства над запланированным уровнем затрат и др.);
- высокий уровень издержек производства (затоваривание, нерациональное производство, слабая организация системы сбыта; недостатки в организации управления фирмой и бухгалтерском учете и др.);
- недостаточная прибыльность (слабый спрос на производимую продукцию, обострение конкурентной борьбы и др.);
- утрата имущества или снижение его стоимости (неплатежеспособность получателей продукции, технические нововведения, обесценивающие основной капитал; утрата стоимости продукции из-за сложностей со сбытом, забастовок, стихийных бедствий).
За рубежом проводились оценки сравнительного значения отдельных факторов банкротства предприятий. Хотя эти оценки нельзя признать достаточно полными из-за отсутствия необходимой статистики, некоторые их результаты представляют интерес. Было, в частности, установлено, что внешние объективные причины (например, трудности со сбытом в результате конъюнктурного спада, отраслевого кризиса и т.п.) уступают по значению внутренним субъективным факторам. Некоторые исследователи приходят к выводу, что до 80 процентов случаев банкротства предприятий могут быть сведены к "человеческому фактору", в особенности к неопытности, некомпетентности, расточительности, склонности к спекуляциям или нечестности самих предпринимателей. Основная часть банкротств приходится на долю вновь образованных компаний, тогда как фирмы "старше" пяти лет обнаруживают сравнительно более высокую устойчивость.
Данное обстоятельство предъявляет особые требования к контролю со стороны банков за ситуацией на предприятияхзаемщиках. В качестве индикаторов возможности платежных затруднений рассматриваются чрезмерная зависимость от отдельных клиентов фирмы, слишком высокие запасы нереализованной продукции, задержки с предоставлением отчетности, постоянное превышение открытых кредитных линий, несвоевременное осуществление платежей и др.
Если в ходе банковского контроля у должника выявляются платежные затруднения (временная нехватка средств для выполнения обязательств), банк вправе инициировать процедуру внесудебного предостережения, степень которого последовательно возрастает от "вежливого напоминания" до предупреждения о передаче дела в суд. Одновременно банк стремится вступить с должником в контакт с целью найти пути взаимоприемлемого разрешения проблемы.
Процедура внесудебного предостережения обычно строго не регламентируется и имеет различия в зависимости от персоны заемщика, причин задержки платежа и интересов самого кредитного института. В Германии, например, банки вправе досрочно расторгнуть кредитный договор и требовать немедленного погашения кредита и выплаты штрафных санкций, если должник не выполняет свои обязательства в течение двух недель. В соответствии с этим при выявлении факта задержки платежа банк направляет заемщику первое предостережение, которое обычно представляет собой вежливую просьбу об осуществлении платежа в течение пяти дней (иногда прилагается бланк заявления о переносе срока платежа). Если заемщик не осуществляет платеж в указанные сроки, ему направляется второе предупреждение с настойчивым напоминанием о необходимости погашения долга в течение восьми дней. (В ряде случаев напоминание сопровождается уведомлением о возможности расторжения кредитных отношений, чаще - требованием вступить в контакт с банком, если осуществление платежа в указанные сроки оказывается в силу каких-либо причин невозможным.) При отсутствии реакции со стороны должника ему направляется третье предостережение с извещением о расторжении кредитных отношений и с требованием платежа в течение восьми дней. Если после третьего предупреждения клиент погашает свои долги, инцидент считается исчерпанным, однако банк, как правило, не восстанавливает кредитные отношения с должником. Последнее (четвертое) предупреждение - о передаче дела в суд, если клиент не осуществит окончательные расчеты с банком в ближайшие восемь дней.
Больше по теме:
Основные понятия биржевой торговли фьючерсными контрактами
Фьючерсный контракт на бирже стандартизирован по всем параметрам, кроме одного - цены поставляемого товара, которая выявляется в процессе биржевых торгов.
Стандартизация фьючерсного контракта включает унификацию следующих основных показа ...
Сущность банка
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и ...
Протест
по векселю и взыскания по нему
Иски в неплатеже или неакцепте векселей рассматриваются судебными органами, только если они были надлежащим образом опротестованы. Право вексельного протеста появляется тогда, когда 6ыло совершено официально удостоверенное требование плат ...