Вопросы ликвидации коммерческих банков

Банковское дело » Вопросы ликвидации коммерческих банков

Страница 1

Участившиеся в последнее время сообщения о трудностях, связанных с удовлетворением прав кредиторов обанкротившихся банков, вызывают некоторое недоумение. Например, известие о том, что все исполнительные листы, выданные различными судами вкладчикам банка "Чара", собираются в Таганском межмуниципальном суде, который занимается подсчетом активов и их соразмерным распределением между всеми кредиторами, получившими на руки исполнительные листы. В данной ситуации суд выполняет такие задачи, которыми ранее он никогда не занимался и вряд ли должен заниматься.

Высказывается мысль о том, что это происходит в результате отсутствия какого-либо правового регулирования указанных вопросов, некоторые предлагают Центральному банку Российской Федерации утвердить отдельную инструкцию по регулированию вопросов, связанных с ликвидацией несостоятельных банков. Однако, по моему мнению, такое положение дел сложилось не по причине пробела в правовом регулировании указанных отношений, а в результате незнания либо неправильного применения норм законодательства о банкротстве Центробанком России и другими субъектами права.

Истинная причина этой проблемы, на мой взгляд, в том, что Центральный банк в своих отношениях с коммерческими банками руководствуется законами о Центральном банке РФ, о банках и банковской деятельности, собственными инструкциями и телеграммами и "забывает", что как его собственная деятельность, так и деятельность коммерческих банков регулируется другими законами и подзаконными актами. Сложности, возникшие при удовлетворении требований кредиторов-вкладчиков, как раз и являются следствием такой "забывчивости".

Отсутствие телеграмм или инструкций Центрального банка РФ, касающихся прекращения деятельности банков, у которых отозвана лицензия, само по себе не означает отсутствия какого-либо правового регулирования в этой области вообще. Существует Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве), который достаточно подробно регулирует порядок ликвидации несостоятельных предприятий. Можно ли применять нормы указанного Закона к отношениям, связанным с банкротством банков? Законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" установлена только одна особенность производства по делу о несостоятельности коммерческих банков: кредиторы, должник, прокурор вправе обратиться с заявлением о признании коммерческого банка несостоятельным только после отзыва лицензии на право совершения банковских операций (ст. 11 Закона о банкротстве). Таким образом, на Центральный банк РФ возложена функция предопределения, предварительного решения вопроса о несостоятельности банков.

Кроме того, Центральный банк РФ может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии означает невозможность совершения банком каких-либо операций и влечет за собой, как правило, его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и коммерческого банка, осуществляется в порядке, установленном ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней ликвидация юридического лица вследствие грубых и неоднократных нарушений закона или иных правовых актов может быть произведена только по решению суда.

Ликвидация юридического лица может быть произведена также по решению учредителей либо органа юридического лица в связи с истечением срока либо достижением цели, ради которой оно создано. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией или действующее в форме потребительского кооператива благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным.

Однако сам по себе факт отзыва лицензии у коммерческого банка не является ни официальным решением о признании его несостоятельным, ни официальным решением о ликвидации банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законодательства, поскольку для ликвидации юридического лица (в том числе коммерческого банка) вследствие грубых и неоднократных нарушений закона и иных нормативных актов требуется решение суда, а объявление должника несостоятельным и последующая его ликвидация возможны только двумя способами. Первый - решение суда с последующей ликвидацией (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй - совместное решение должника и кредиторов об объявлении о своем банкротстве с последующей добровольной ликвидацией (п. 2 ст. 65 ГК РФ). Иных официальных способов признания юридического лица несостоятельным действующее законодательство не предусматривает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Типы факторинговых соглашений
Факгоринговое обслуживание клиентов осуществляется на договорных началах. До заключения договора фирма анализирует финансовое положение поставщика и его дебиторов. В целях снижения риска по факторинговым операциям поставщик должен: произв ...

Управление процентным риском
Процентный риск - это риск для прибыли возникающий из-за неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от предоставленных кредитов. Фир ...

Смешанный договор
При выдаче карты на практике заключаются самые различные договора. Однако название «О выдаче и обслуживании банковской карты» наиболее адекватным образом соответствует существу отношений сторон. Это договор прямо не предусмотрен действую ...