Вопросы ликвидации коммерческих банков

Банковское дело » Вопросы ликвидации коммерческих банков

Страница 3

Одной из причин, почему народный суд занимался распределением долгов должника (банк "Чара"), стало то, что ни один из кредиторов не обратился с заявлением о признании банка несостоятельным. Следовательно, у арбитражного суда не было оснований для того, чтобы рассмотреть дело о банке "Чара" по существу. Однако то обстоятельство, что никто из кредиторов не обратился с заявлением о признании должника несостоятельным, не означает, что проблема с погашением долгов вкладчиков разрешилась сама собой. Проблема остается: суды вынесли решения только по заявлениям восьми с половиной тысяч вкладчиков, тогда как их более 114 тысяч. Как быть с ними: о приоритете прав тех или иных кредиторов, о возврате в конкурсную массу имущества, направленного на удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим. Решить все эти проблемы можно только через объявление о несостоятельности должника, только через применение к нему процедур конкурсного производства.

Существование такой ситуации, когда юридическое лицо (в данном случае коммерческий банк) является фактически несостоятельным, а удовлетворение требований его кредиторов происходит не в рамках конкурсного производства, приводит к мысли о несовершенстве действующего законодательства. Устранение недостатков посредством внесения изменений в законы достаточно длительный процесс. Поэтому возникает вопрос: можно ли решить данную проблему, используя нормы действующего законодательства? И если можно, то как?

Как уже было сказано, особенностью дел о банкротстве банков является то, что до отзыва лицензии ни один из кредиторов банка не может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным. Другой особенностью, не закрепленной в законе, но существующей на практике, является назначение ликвидационной комиссии вслед за отзывом лицензии. Как отмечалось, такой порядок нарушает нормы, закрепленные в ст. 61 ГК РФ. И даже в том случае, когда вслед за отзывом лицензии у коммерческого банка ликвидационная комиссия будет назначена по решению учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, нормы Гражданского кодекса будут нарушены. Воля учредителей на ликвидацию юридического лица должна быть самостоятельной. Решение Центрального банка РФ или его органов об отзыве у коммерческого банка лицензии означает прекращение операций по его счетам, что неизбежно влечет за собой прекращение его деятельности. Поскольку коммерческие банки могут заниматься только теми операциями, на совершение которых у них есть лицензия, и не вправе заниматься иными видами деятельности, отзыв лицензии, следовательно, должен неизбежно влечь за собой ликвидацию коммерческого банка.

Таким образом, воля учредителей или органа юридического лица в рассматриваемой ситуации не является самостоятельной, а всецело подчинена решению Центрального банка об отзыве лицензии.

Следовательно, нормы, содержащиеся в абзаце втором п. 2 ст. 61 ГК, в данной ситуации неприменимы. При недостаточности имущества юридического лица его ликвидация должна происходить только в порядке, предусмотренном ст. 65 Гражданского кодекса, которая, в свою очередь отсылает к Закону о банкротстве.

Возбуждение производства по делу о несостоятельности и рассмотрение его по существу в арбитражном суде возможны только на основании соответствующего заявления должника, его кредиторов, прокурора. Следовательно, необходимым условием соблюдения норм ст. 61, 65 ГК при ликвидации фактически несостоятельных коммерческих банков является предъявление в арбитражный суд заявления о возбуждении производства о несостоятельности.

Пункт 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этой конституционной обязанности - обязанности соблюдать законы (в данном случае ГК РФ) - и может вытекать обязанность должника или его кредиторов обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности при наличии признаков, свидетельствующих о недостаточности имущества должника для покрытия всех его долгов. Естественно, в первую очередь это обязанность должника, лучше которого никто не может знать положение дел в его хозяйстве. С другой стороны, отзыв лицензии у коммерческого банка, как правило, происходит вследствие его длительной неплатежеспособности, что само по себе, по моему мнению, является достаточным аргументом для того, чтобы кредиторы могли прийти к выводу о недостаточности имущества должника для покрытия всех его долгов. Центральный банк РФ также может ставить вопрос о признании коммерческого банка банкротом, если представит документы, подтверждающие, что коммерческий банк имеет перед ним долг, вытекающий из гражданско-правовых обязательств (Информационное письмо ВАС РФ от 30 января 1995 года № С1-7/ОП-54).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Особенности современной ситуации в России, влияющие на развитие лизинговых операций банков
В России существует законодательная база для осуществления Банками лизинговых операций. В соответствии с п. "М" статьи 5 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" Банкам разрешено наряду с другими, проводить и лиз ...

Зарубежный опыт развития депозитарной деятельности
В настоящее время Учетная система состоит из депозитариев, регистраторов и тех эмитентов, которым законодательство дает право самостоятельно вести реестры владельцев именных ценных бумаг. В Докладе-97 были описаны основные принципы и прав ...

Организация управления рисками
Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. Важнейшими элементами систем управления рисками являются: - четкие и документированные принципы, правил ...