Факторы финансовой устойчивости

Страница 5

Риски финансовых услуг:

-операционные;

-технологические;

-риски инноваций;

-стратегические.

Внешние риски:

-макроэкономические;

-конкурентные;

-законодательные.[8]

Эта классификация, отличается стройным подходом. В ее основу легли четыре источника возникновения рисков, которые представлены различными конкретными видами рисков. К достоинствам классификации относятся:

-выделение новых источников рисков (финансовых услуг, забалансовых) и установление видов рисков, характерных для этих зон;

-расширение перечня видов внешних рисков (конкурентные и законодательные).

Недостатками ее являются: во-первых, отсутствие дополнительного подразделения балансовых рисков на:

-риски по активным операциям (кредитные, валютные, расчетные, лизинговые, факторинговые, операции с ценными бумагами, кассовые и т.д.);

-по депозитным операциям (срочные и до востребования);

-качества управления активами и пассивами (риски ликвидности, неплатежеспособности, процентный риск);

-адекватности капитала банка и его структуры (риск структуры капитала, его достаточности, левереджа).

Во-вторых, отсутствие группировки внешних рисков по дополнительным критериям на политические, экономические, социальные, региональные риски стихийных бедствий, отраслевые (систематические, связанные с промышленным циклом, конкурентные) риски отдельного клиента банка (производственные, коммерческие, реализованные, финансовые и др.).

Учитывая сказанное, предлагается следующая, более полная классификация банковских рисков.

По сфере действия, риски делятся на:

-внутренние риски (кредитные, процентные, валютные, риски финансовых услуг и прочие);

-внешние риски (международные, страновые, республиканские, региональные);

-страховые;

-стихийных бедствий;

-правовые (законодательные);

-конкурентные;

-политические;

-социальные;

-экономические;

-финансовые;

-риски перевода;

-организационные;

-отраслевые;

-прочие.

По составу клиентов банка, риски подразделяются по кредитоспособности клиента на мелкого, среднего и крупного.

По масштабу, риски делятся на общие (клиента и банка), частные (от отдельных операций).

По степени риска – полные, умеренные, низкие.

Распределение рисков по времени – прошлые (ретроспективные), текущие, будущие (перспективные).

По характеру учета операций – балансовые, забалансовые.

По возможности регулирования – открытые и закрытые.[9]

Представленная здесь классификация нуждается в некоторых пояснениях и конкретизации.

Внутренние риски, возникают в результате деятельности самих банков и зависят от проводимых операций. Соответственно риски делятся:

-связанные с активами (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондентскому счету, по финансированию и инвестированию и др.);

-связанные с пассивами банка (риски по вкладным и прочим депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам);

-связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процентный риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, левереджа, недостаточности капитала банка);

-связанные с риском реализации финансовых услуг (операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегические риски, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности).

Остановимся на последней группе. Операционные риски банка включают в себя риски увеличения стоимости услуг банка и возрастания текущих затрат (например, риски, связанные с неспособностью возмещать административно-хозяйственные расходы).

К технологическим, относятся риски сбоя технологии операций (риски сбоя компьютерной системы, потери документов из-за отсутствия хранилища и железных шкафов, сбоя в системе SWIFT, ошибки в концепции системы, несоизмеримые инвестиции, стоимость потерянного или испорченного компьютерного оборудования, утрата или изменение системы электронного аудита или логического контроля, уязвимость системы, компьютерное мошенничество, уничтожение или исчезновение компьютерных данных).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме:

Организация анализа налично-денежного обращения в Иркутской области
В условиях рыночной экономики анализ налично-денежного обращения претерпел существенные изменения, по сравнению с плановой экономикой. Стал более интересным и более сложным. Для более глубокого и подробного изучения налично-денежного обр ...

Ассигнации
Бумажные деньги в России были введены в об­ращение в Петербурге и Москве манифестом Ека­терины II от 29 декабря 1768 г. Первоначально бу­мажные деньги - ассигнации - не имели собствен­ной стоимости и представляли собой, скорее всего ценн ...

Порядок открытия представительства КО на территории РФ
Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории. Дл ...