Риски финансовых услуг:
-операционные;
-технологические;
-риски инноваций;
-стратегические.
Внешние риски:
-макроэкономические;
-конкурентные;
-законодательные.[8]
Эта классификация, отличается стройным подходом. В ее основу легли четыре источника возникновения рисков, которые представлены различными конкретными видами рисков. К достоинствам классификации относятся:
-выделение новых источников рисков (финансовых услуг, забалансовых) и установление видов рисков, характерных для этих зон;
-расширение перечня видов внешних рисков (конкурентные и законодательные).
Недостатками ее являются: во-первых, отсутствие дополнительного подразделения балансовых рисков на:
-риски по активным операциям (кредитные, валютные, расчетные, лизинговые, факторинговые, операции с ценными бумагами, кассовые и т.д.);
-по депозитным операциям (срочные и до востребования);
-качества управления активами и пассивами (риски ликвидности, неплатежеспособности, процентный риск);
-адекватности капитала банка и его структуры (риск структуры капитала, его достаточности, левереджа).
Во-вторых, отсутствие группировки внешних рисков по дополнительным критериям на политические, экономические, социальные, региональные риски стихийных бедствий, отраслевые (систематические, связанные с промышленным циклом, конкурентные) риски отдельного клиента банка (производственные, коммерческие, реализованные, финансовые и др.).
Учитывая сказанное, предлагается следующая, более полная классификация банковских рисков.
По сфере действия, риски делятся на:
-внутренние риски (кредитные, процентные, валютные, риски финансовых услуг и прочие);
-внешние риски (международные, страновые, республиканские, региональные);
-страховые;
-стихийных бедствий;
-правовые (законодательные);
-конкурентные;
-политические;
-социальные;
-экономические;
-финансовые;
-риски перевода;
-организационные;
-отраслевые;
-прочие.
По составу клиентов банка, риски подразделяются по кредитоспособности клиента на мелкого, среднего и крупного.
По масштабу, риски делятся на общие (клиента и банка), частные (от отдельных операций).
По степени риска – полные, умеренные, низкие.
Распределение рисков по времени – прошлые (ретроспективные), текущие, будущие (перспективные).
По характеру учета операций – балансовые, забалансовые.
По возможности регулирования – открытые и закрытые.[9]
Представленная здесь классификация нуждается в некоторых пояснениях и конкретизации.
Внутренние риски, возникают в результате деятельности самих банков и зависят от проводимых операций. Соответственно риски делятся:
-связанные с активами (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондентскому счету, по финансированию и инвестированию и др.);
-связанные с пассивами банка (риски по вкладным и прочим депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам);
-связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процентный риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, левереджа, недостаточности капитала банка);
-связанные с риском реализации финансовых услуг (операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегические риски, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности).
Остановимся на последней группе. Операционные риски банка включают в себя риски увеличения стоимости услуг банка и возрастания текущих затрат (например, риски, связанные с неспособностью возмещать административно-хозяйственные расходы).
К технологическим, относятся риски сбоя технологии операций (риски сбоя компьютерной системы, потери документов из-за отсутствия хранилища и железных шкафов, сбоя в системе SWIFT, ошибки в концепции системы, несоизмеримые инвестиции, стоимость потерянного или испорченного компьютерного оборудования, утрата или изменение системы электронного аудита или логического контроля, уязвимость системы, компьютерное мошенничество, уничтожение или исчезновение компьютерных данных).
Больше по теме:
Обеспеченные и необеспеченные ссуды
При выдаче ссуды главный вопрос - обеспечение возврата выданной суммы. Возвращение кредита не достигается автоматически.
Под формой обеспечения возвратности кредита понимается конкретный источник погашения долга, юридически оформленное п ...
Особенности построения банковской системы в России
До проведения банковской реформы 1987—1990 гг. в бывшем СССР утверждалась в основном следующая структура банковской системы: центральный государственный банк с широкими функциями (эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расч ...
Стратегическое планирование в России
Сделать реальный анализ практики стратегического планирования российских коммерческих банков, к сожалению, крайне сложно, так как, такое планирование только начинает внедряться. Вместе с тем, стратегические подходы в развитии банковского ...