Риски финансовых услуг:
-операционные;
-технологические;
-риски инноваций;
-стратегические.
Внешние риски:
-макроэкономические;
-конкурентные;
-законодательные.[8]
Эта классификация, отличается стройным подходом. В ее основу легли четыре источника возникновения рисков, которые представлены различными конкретными видами рисков. К достоинствам классификации относятся:
-выделение новых источников рисков (финансовых услуг, забалансовых) и установление видов рисков, характерных для этих зон;
-расширение перечня видов внешних рисков (конкурентные и законодательные).
Недостатками ее являются: во-первых, отсутствие дополнительного подразделения балансовых рисков на:
-риски по активным операциям (кредитные, валютные, расчетные, лизинговые, факторинговые, операции с ценными бумагами, кассовые и т.д.);
-по депозитным операциям (срочные и до востребования);
-качества управления активами и пассивами (риски ликвидности, неплатежеспособности, процентный риск);
-адекватности капитала банка и его структуры (риск структуры капитала, его достаточности, левереджа).
Во-вторых, отсутствие группировки внешних рисков по дополнительным критериям на политические, экономические, социальные, региональные риски стихийных бедствий, отраслевые (систематические, связанные с промышленным циклом, конкурентные) риски отдельного клиента банка (производственные, коммерческие, реализованные, финансовые и др.).
Учитывая сказанное, предлагается следующая, более полная классификация банковских рисков.
По сфере действия, риски делятся на:
-внутренние риски (кредитные, процентные, валютные, риски финансовых услуг и прочие);
-внешние риски (международные, страновые, республиканские, региональные);
-страховые;
-стихийных бедствий;
-правовые (законодательные);
-конкурентные;
-политические;
-социальные;
-экономические;
-финансовые;
-риски перевода;
-организационные;
-отраслевые;
-прочие.
По составу клиентов банка, риски подразделяются по кредитоспособности клиента на мелкого, среднего и крупного.
По масштабу, риски делятся на общие (клиента и банка), частные (от отдельных операций).
По степени риска – полные, умеренные, низкие.
Распределение рисков по времени – прошлые (ретроспективные), текущие, будущие (перспективные).
По характеру учета операций – балансовые, забалансовые.
По возможности регулирования – открытые и закрытые.[9]
Представленная здесь классификация нуждается в некоторых пояснениях и конкретизации.
Внутренние риски, возникают в результате деятельности самих банков и зависят от проводимых операций. Соответственно риски делятся:
-связанные с активами (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондентскому счету, по финансированию и инвестированию и др.);
-связанные с пассивами банка (риски по вкладным и прочим депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам);
-связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процентный риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, левереджа, недостаточности капитала банка);
-связанные с риском реализации финансовых услуг (операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегические риски, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности).
Остановимся на последней группе. Операционные риски банка включают в себя риски увеличения стоимости услуг банка и возрастания текущих затрат (например, риски, связанные с неспособностью возмещать административно-хозяйственные расходы).
К технологическим, относятся риски сбоя технологии операций (риски сбоя компьютерной системы, потери документов из-за отсутствия хранилища и железных шкафов, сбоя в системе SWIFT, ошибки в концепции системы, несоизмеримые инвестиции, стоимость потерянного или испорченного компьютерного оборудования, утрата или изменение системы электронного аудита или логического контроля, уязвимость системы, компьютерное мошенничество, уничтожение или исчезновение компьютерных данных).
Больше по теме:
Организация анализа
налично-денежного обращения в Иркутской области
В условиях рыночной экономики анализ налично-денежного обращения претерпел существенные изменения, по сравнению с плановой экономикой. Стал более интересным и более сложным.
Для более глубокого и подробного изучения налично-денежного обр ...
Ассигнации
Бумажные деньги в России были введены в обращение в Петербурге и Москве манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768 г.
Первоначально бумажные деньги - ассигнации - не имели собственной стоимости и представляли собой, скорее всего ценн ...
Порядок открытия представительства КО на территории РФ
Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории. Дл ...