· оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов)
· оборачиваемость активов
Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих фирм и со среднеотраслевыми показателями.
Показатели финансового левеража характеризуют степень обеспеченности заемщика собственным капиталом.
Варианты расчета коэффициентов могут быть различные, но экономический смысл их один: оценить размер собственного капитала и степень зависимости клиента от привлеченных ресурсов. В отличие от коэффициентов ликвидности при расчете коэффициентов финансового левеража учитываются все долговые обязательства клиента банка независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных) и меньше доля собственного капитала, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Однако окончательный вывод делается только с учетом динамики коэффициентов прибыльности.
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Разновидностями этих коэффициентов являются:
•
коэффициенты нормы прибыльности;
•
коэффициенты рентабельности;
Сопоставление трех видов коэффициентов рентабельности показывает степень влияния процентов и налогов на рентабельность фирмы.
•
коэффициенты нормы прибыли на акцию:
Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левеража.
Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты) показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами. Общая сумма их расчета заключается в следующем:
Конкретная методика определения числителя указанных коэффициентов зависит от того, относятся ли процентные или фиксированные платежи на себестоимость или уплачиваются из прибыли.
Например, если проценты и лизинговые платежи относятся на себестоимость, а дивиденды и прочие фиксированные платежи уплачиваются из прибыли, а результатом финансовой деятельности при нашей системе учета является балансовая прибыль, то числитель коэффициента покрытия фиксированных платежей будет исчисляться следующим образом: Балансовая прибыль + Процентные платежи + Лизинговые платежи.
Коэффициенты обслуживания долга показывают, какая часть прибыли используется для возмещения процентных или всех фиксированных платежей. Особое значение эти коэффициенты имеют при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента или даже его превышать. Чем большая часть прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков, т.е. тем хуже кредитоспособность клиента.
Перечисленные финансовые коэффициенты могут рассчитываться на основе фактических отчетных данных или прогнозных величин на планируемый период. При стабильной экономике или относительно стабильном положении клиента оценка кредитоспособности заемщика в будущем может опираться на фактические характеристики в прошлые периоды. В зарубежной практике такие фактические показатели берутся как минимум за три года. В этом случае основой расчета коэффициентов кредитоспособности являются средние за год (квартал, полугодие, месяц) остатки запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, средств в кассе и на счетах в банке, размер акционерного капитала (уставного фонда), собственного капитала и т.д.
Больше по теме:
Пути повышения
стабильности банковской системы
Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой дост ...
История ЦБ РФ
Государственный банк Российской Империи
был основан в 1860 г. в процессе реорганизации российской банковской системы. Его создание происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стр ...
Целевые рынки и сегментация
Выгоды от определенного вида услуг, как правило, необ-
ходимы и выгодны лишь определенным группам клиентов. Для
других групп эти услуги могут быть слишком дорогими или
бесполезными в данный момент. Группа клиентов, подходящая
для ...