Понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков

Банковское дело » Ликвидность и платежеспособность » Понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков

Страница 12

В основе другого способа достижения необходимого уровня ликвидности и последующего управления им лежит создание структуры пассивов таким образом, что зависимость от неустойчивых источников значительно снижается. Этот способ применим в том случае, когда банки имеют возможность осуществить обширные займы денежных средств в федеральной резервной системе либо на рынке евровалют, получить кредиты от других банков. Однако отсутствие в нашей стране диверсифицированного рынка капитала не позволяет большинству российских коммерческих банков решить проблему ликвидности путем привлечения дополнительных денежных средств на данном рынке.

Как видим, использование в целях достижения и сохранения оптимального уровня ликвидности методов и способов, теоретической посылкой которых является либо теория управления пассивами, либо теория управления активами, не дает необходимого эффекта. Следовательно, необходим комплексный подход, сочетающий в себе методики по управлению как активными, так и пассивными операциями банка.

Белорусская банковская практика управления ликвидностью сегодня показывает, что в основе ликвидности коммерческого банка лежит поддержание определенного соотношения между собственными, привлеченными, заемными средствами, с одной стороны, и размещенными, с другой, посредством оперативного и гибкого управления их структурными элементами. Все это приводит к выводу, что определение ликвидности было бы неполным без указания на необходимость достижения и сохранения такого соотношения. Таким образом, ликвидность можно определить как способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств на основе поддержания определенного соотношения между пассивами и активами коммерческого банка. В этой связи платежеспособность выступает как способность банка, имеющего необходимый уровень ликвидности, своевременно и полно выполнять свои платежные обязательства.

В ходе эволюционных изменений, происходивших в системе рыночных отношений, роль и функции банков также претерпели значительную трансформацию. Из ряда финансовых посредников, преобразовывающих сбережения в кредиты, банки перешли в ряд квазиобщественных финансовых институтов, выполняющих более десяти важнейших с точки зрения обеспечения экономического роста функций. По мере дальнейшего развития банковского дела, думается, изменятся и подходы к определению сущности коммерческого банка, а значит, и к определению его ликвидности.

Ликвидность банковской системы зависит от ликвидности каждого отдельного банка, поскольку банки связаны напрямую рынком межбанковских займов и депозитов через расчетные и клиринговые центры. Банкротство банка, имеющего широкую корреспондентскую сеть и выступающего посредником в межбанковских расчетах, неблагоприятно скажется на работе всех его корреспондентов. Остатки средств на корреспондентских счетах такого банка могут оказаться безнадежно потерянными, и, кроме того, банки будут вынуждены искать или организовывать другой подобный расчетный центр.

Банкротство одного или нескольких банков – активных заемщиков межбанковского рынка вызывает огромные финансовые сложности у всех банков-кредиторов, что, в свою очередь, может спровоцировать невозвраты банками средств своим кредиторам и т.д. и привести к массовым банкротствам и финансовой панике. Вопрос об иммунитете банковской системы к подобного рода потрясениям, на наш взгляд, непосредственно связан с проблемой банковской ликвидности.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Больше по теме:

Формирование денежных ресурсов банка
Денежные ресурсы банка делятся на три основные категории собственные средства (капитал), текущие обязательства банка, прочие обязательства. Важную роль для оценки финансового положения банка имеют его собственные средства , состоящие из ...

Реклама как важная часть маркетинговой программы
Важная часть маркетинговой программы- реклама и продви- жение банковских продуктов. В этом участвуют как главная контора банка, так и его отделения. Рекламная кампания, проводимая главной конторой банка, направлена на сождание и ...

Анализ эффективности коммуникаций Дирекции
Успешное осуществление стратегического менеджмента требует организации эффективной системы внутренних коммуникаций. Хорошо отлаженная система обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми подразделениями банка, как по горизонтали, ...