До Октябрьской революции в России существовала четырехярусная структура кредитной системы, приспособленная для обслуживания рыночных отношений. Такую же структуру имели кредитные системы западных стран.
В них входили:
- Центральный банк (1й ярус)
- Система коммерческих и земельных банков (2й ярус)
- Страховые компании (3й ярус)
- Ряд специализированных институтов (4й ярус)
К ноябрю 1917 г. фактически в России действовали 51 комерческий и до 10 земельных банков с капиталом 824 и 92 миллиона рублей соответственно.
14 декабря 1917 г. декретом Всероссийского Исполнительного комитета банковское дело было об`явлено государственной монополией, а все акционерные и другие коммерческие кредитные учреждения национализированы и об`единены с Государственным банком.
В период НЭПа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Представлена она, однако, была только двумя главными ярусами: Госбанком в качестве ЦБ и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных, коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами. Все они базировались на кредитно-золотой основе и денег и обслуживали потребности рыночного хозяйства.
В 30 произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался только одинЦентральный ярус, который включал в себя Госбанк, Строительный банк и банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько об`ективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система подгонялась под политические установки, лишенные в большинстве своем экономической основы. Она стала заложницей политической системы.
Результатом такой реорганизации стало лишение смысла понятия "кредитная система", оно было заменено понятием "банковская система". Экономическая же сущность кредита, суть его рыночного механизма была утеряна.
Банковская система оказалась органически встроена в командно-административную модель управления, находясь в полном административном подчинении у правительства, прежде всего у министра финансов, между тем как деятельность центробанка должна иметь долговременные цели, а не служить эмиссионным источником для покрытия дифицита госбюджета и финансирования гоударственных проектов.
Вместо разветвленной системы остались 3 банка и система гострудсберкасс. Госбанк, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования и осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функции по расчетно-кассовому обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращало Госбанк в орган госдарственного управления и контроля. Кредитные отношения стали носить формальный характер. Госбанк обладал практически полной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитнымми планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась по сути к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность, главным образом, перед вышестоящими органами, а не клиентами.
За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Эти преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в самом широком смысле слова и переход на административную ситему управления.
Основные недостатки банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г:
1) Отсутствие вексельного обращения.
2) Выполнение банками роли госбюджета, на долю которого приходилось списание долгов предприятий, особенно сельского хозяйства.
3) Бесчисленные операции по кредитованию всех сфер хозяйства.
4) Потеря банковской специализации.
5) Мо нополизм вследствие отсутствия у предприятий альтернативных источников кредита.
Больше по теме:
Кредит как средство государственного регулирования экономики
Кредит в современных условиях служит объектом активного
государственного регулирования.Вообще,денежным кредитным регу-
лированием называют совокупность мероприятий государства,рег-
ламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, ...
Понятие финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость – это такое состояние финансовых ресурсов предприятия, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие производства (и услуг) на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и к ...
Хеджирование продажей
Хеджирование продажей — это использование короткой позиции на фьючерсном рынке тем, кто имеет длинную позицию на наличном рынке. Этот вид хеджирования предпринимается для защиты продажной цены товара. Его применяют продавцы реальных товар ...