Место и роль коммерческих банков в экономике государства

Банковское дело » Финансовый анализ в управлении отделением Сбербанка » Место и роль коммерческих банков в экономике государства

Страница 2

В известной мере это нормальное явление для рыночной экономики: часть банков не выдерживает конкуренции и ликвидируется. Вместе с тем вызывает беспокойство отзыв лицензий у крупных региональных банков и тем более так называемых системообразующих банков.

К последним можно отнести Тверьуни­версалбанк, у которого лицензия была отоз­вана через две недели после назначения вре­менной администрации.

«Не отрицая необходимости отзыва лицен­зий у недееспособных банков, хотелось бы больше внимания уделять их санированию, предупреждению неплатежеспособности. Под­держание стабильности банков - забота не только их учредителей и руководителей, но и местных администраций, которые не могут безучастно относиться к судьбе банков. Ведь они входят в жизнь каждого предприятия, населения, поэтому банкротство банков нано­сит тяжелый удар по экономическому и со­циальному положению региона» [3, 11].

Рассмотрим меры, которые могут быть предприняты самими коммерческими банками для укрепления стабильности. Во-первых, объединение небольших банков одного регио­на, создание на их базе более крупного банка с филиалами или дочерними банками. В этом случае не только повышается устойчивость банков, но и сохраняется банковская система региона, что очень важно для его развития: местные банки лучше чувствуют потребности региона, населения, предпринимателей.

Первостепенное значение имеет не только количество банков в стране, но и структура банковской системы. Это плотность банков, измеряемая как отношение числа учреждений банков к количеству населения или площади региона, географическая концентрация или рассредоточение банковских учреждений.

Меньше всех обеспечен банковскими учреждениями Азиатско-Тихоокеанский регион даже по отношению к числен­ности населения, не говоря уже о размере тер­ритории. И напротив, в Москве сосредоточено до 40% учреждений банков, концентрирующих вдвое большую долю капиталов.

Можно отметить, что на развитие банковской сети в регионах существенное влияние оказывает политика ор­ганон власти субъектов Федерации. Это каса­ется поддержки местных банков или, нап­ротив, осложнения их деятельности, напри­мер, путем побуждения к выдаче кредитов, которые заведомо не будут возвращены.

Разли­чаются регионы и по их отношению к соз­данию филиалов банков, расположенных на других территориях. Крупные и даже средние банки не стремятся и не будут стремиться в отдаленные районы страны, пока они не увидят в этом свой интерес. А создание такого интереса является делом местных органов власти, поскольку без банковского обслуживания не могут обходить­ся ни население, ни предприниматели.

Для сравнения разного отношения к соз­данию филиалов рассмотрим два сопредельных региона. «В Дальневосточном экономическом районе 62% филиалов местных банков и 38% - иногородних. А в Восточно-Сибирском рай­оне - это соотношение - 48 и 52%» [3,11].

Еще одна проблема - создание внутрен­них резервов для покрытия кредитных и дру­гих рисков. Многие банки стали формировать такие резервы после того, как ЦБ РФ обязал их это делать. А до того банки просто "проедали" получаемые прибыли, подчас весь­ма значительные. Таких банков много среди тех, кто лишился лицензии или находится на грани банкротства.

В выигрыше оказались банки, которые из первой прибыли создали себе запас прочности в виде достаточных резервов, а уж затем при­ступили к формированию своей материальной базы.

Справедливости ради нужно отметить су­щественное расширение в последнее время законодательной и нормативной базы деятель­ности банков. Хотя нормативной базе зачас­тую не хватает стабильности. Приведем нес­колько примеров из статьи В.С. Захарова « .в 1993 г. менее чем за пять месяцев ставка рефинансирования ЦБ РФ подскочила с 80 до 210% - более чем в 2,5 раза. В 1994 г. она за 4 месяца упала с 205 до 130%, а затем за три месяца вновь повысилась до 200%. При этом никаких катаклизмов и даже заметных изменений в тенденциях раз­вития экономики не происходило .» и еще « .с 1 мая 1996 г. ЦБ РФ снизил нормативы обя­зательных резервов, а с 11 июня повысил их .» [3,12].

Такие частые изменения "правил игры" ставят в тупик даже самых опытных банкиров, вносят нервозность в отношения банков с их клиентами, да и государство несет потери в виде сокращения налоговых и других поступ­лений в бюджет от банков.

Нельзя в этих условиях осуждать банки за то, что они занимаются краткосрочными операциями или вложениями средств в высоколиквидные активы вместо долгосрочного вложения средств.

Отдельно хочется сказать о долговре­менной политике ЦБ РФ в области обяза­тельных резервов. Существующие (или даже несколько меньшие) нормативы таких резервов были введены четыре года назад. Тогда в стране буквально свирепствовала инфляция, и действия ЦБ РФ по изъятию из оборота излишней денежной массы были понятны. С тех пор ситуация существенно изменилась, инфляция сократилась на два порядка, а резервные требования все те же.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Трастовые услуги физическим лицам
Одной из функций банка в области трастовых операций является управление персональными трастами, т.е. предоставление трастовых услуг физическим лицам. Такие операции возникают как соглашение между доверителем и доверенным лицом и связаны в ...

Смешанный договор
При выдаче карты на практике заключаются самые различные договора. Однако название «О выдаче и обслуживании банковской карты» наиболее адекватным образом соответствует существу отношений сторон. Это договор прямо не предусмотрен действую ...

Российский банк развития
Пример всех развитых рыночных экономик показывает, что двухуровневая финансовая система не позволяет решать задачи долгосрочного финансирования сферы материального производства. Для этого создаются специальные кредитные институты, обеспеч ...