По степени снижения уровня ликвидности активов коммерческого банка, на первом месте в балансе стоят наличные деньги, отраженные в статье “Кассовая наличность” или “Касса”. К другим активам по степени снижения уровня их ликвидности относятся: активы, не приносящие проценты банку, остатки на резервных счетах в Центральном Банке России; чеки и платежные документы в процессе инкассирования; остатки на счетах в банках-корреспондентах; активы, связанные с банковскими доходами и расходами, известные под названием “вторичные резервы”. Эти резервы принимают самые разнообразные формы и предназначены для быстрого пополнения обязательных резервов, в случае снижения их законодательно установленного уровня. Вторичные резервы – те ликвидные активы, которые коммерческий банк держит сверх суммы резервов, обязательных по закону. Первой задачей планирования потребностей в ликвидных средствах является управление наличными деньгами, то есть поддержание уровня обязательных резервов и обеспечения суммы денег в кассе банка, достаточной для удовлетворения потребностей клиента. Поскольку кассовые активы не приносят доходов, то задача банка состоит в поддержании суммы кассовой наличности на минимально допустимом уровне. В соответствии с банковским законодательством, коммерческие банки обязаны держать в резервах в центральных банках суммы, равные определенной доли их депозитов. Применительно к банковской системе России, законодательный резерв образуется в Центральном Банке России. В соответствии с действующим законодательством, минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ с 1 января 2002 года, установлен в следующих размерах:
-по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте – 10%;
-по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации – 7%.
Управляя портфелем активов, коммерческому банку приходится постоянно балансировать между прибыльностью и ликвидностью. В условиях хорошей конъюнктуры и стабильных доходов банк, как правило, осуществляет инвестиции в долгосрочные, сравнительно неликвидные ценные бумаги и кредиты, приносящие относительно небольшую прибыль. Однако в деятельности коммерческого банка могут быть непредвиденные обстоятельства. Например, неожиданное изъятие большой суммы вкладов, может резко снизить общий уровень ликвидности банка, создав критическую ситуацию в его деятельности. Непредвиденными могут быть и такие ситуации, как изменение процентных ставок или цен на ценные бумаги, возможность осуществления сделки на выдачу крупной ссуды с краткосрочным уведомлением и другие случаи. Все это требует от коммерческого банка, иметь в постоянном наличии другие (кроме обязательных) ликвидные резервы – вторичные резервы, которые можно легко продать, тем самым быстро восстановить снизившийся ниже установленного уровень ликвидности, либо получить средства в необходимых размерах для осуществления непредвиденных расходов, сделок. В этой связи, управление вторичными резервами выступает важной составной частью политики управления ликвидностью коммерческого банка через активы. На современном этапе становления банковской системы России, многие отечественные способы управления финансово-кредитными операциями, еще не получили своего должного организационного, функционального и законодательного оформления и развития; отсутствует пока достаточный диапазон инвестиционных видов ценных бумаг, кредитов и соответствующих рынков. Поэтому формы проведения коммерческими банками России политики управления ликвидностью с помощью активов и вторичных резервов, весьма ограничены, носят эпизодический характер и составляют слишком незначительный удельный вес в общих активных операциях банков.
Больше по теме:
Оценка кредитного риска банка при кредитовани физических лиц
Кредитный риск банков при кредитовании физических лиц, понимаемый как риск невозвратности ссуды и неуплаты процентов по ней в полном объеме, зависит и от материального положения, от физического состояния заемщика и его личностных качеств. ...
Проект Федерального Закона «Об использовании банковских карт в Российской
Федерации»
14 мая 1998 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания, на которых обсуждался проект закона «Об использовании банковских карт в Российской Федерации», подготовленный Ассоциацией российских банков и Национальной ассоциацией ...
Организация управленческой деятельности
В соответствии с п.9.1.11 Устава АППБ «Аваль» имеет право открывать на территории Украины и за границей свои филиалы и представительства, в соответствии с действующим законодательством. Такой филиал был создан в Донецкой области в городе ...