Причины кризисов предприятий

Страница 1

За годы радикальных реформ еще не созданы условия для устойчивого со­циально-экономического развития. Не преодолен системный кризис, охватив­ший все отрасли производства и обращения товаров, а также финансово-кредитную сферу.

Главная причина продолжительного кризиса состоит в том, что реформы слабо затронули производственную, торговую и финансовую деятельность предприятий. Практически не сформирована новая, отвечающая требованиям развитого рынка организационная структура производства, не подготовлен высокопрофессиональный слой предпринимателей. Все это нега­тивно сказалось на реформировании собственности и использовании внутрен­них ресурсов, на укреплении межхозяйственных, межрегиональных и межго­сударственных экономических и финансовых связей.

Инвестиции в реальный сектор эконо­мики в настоящее время наиболее рискованны. Практически все промы­шленные предприятия находятся в «лежачем» состоянии. Немаловажным фактором является и внут­ренняя неготовность предприятий к инвестициям. Можно утверждать, что даже в случае появления таких инвести­ций многие из них не смогли бы воспользоваться этими инвестициями надлежащим образом. Полностью отсутствует система маркетинга, ориен­тированная на рынок; основные фон­ды изношены, продукция, которую выпускают заводы, имеет достаточно низкую конкурентоспособность. Боль­шинство крупных промышленных пред­приятий представляют собой огром­ные неиспользуемые мощности, кото­рые никогда не будут востребованы в прежнем объеме. Исключение состав­ляют лишь сырьевые предприятия. И только отдельные предприятия раз­виваются достаточно динамично и эффективно.

Западные экономисты выделяют три стадии развития кризисной ситуации:

1. Ранняя стадия характеризуется отдельны­ми случаями проявления неэффективности в производстве и сбыте, которые выражаются в увеличении товароматериальных запасов при стабильных или снижающихся темпах роста объемов продаж, ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, возникнове­нии проблем с поставками и качеством производимой продукции.

2. Промежуточная стадия отличается не­хваткой материалов (как следствие экономии денежных ресурсов посредством сокращения уровня товароматериальных запасов), более частыми проблемами, связанными с качест­вом продукции, приостановкой поставщика­ми продаж в кредит и требованиями оплаты наличными, несвоевременной выдачей зара­ботной платы.

3. На поздних этапах кризиса компания в це­лом находится в состоянии хаоса. Производ­ственные графики не выполняются, нередки возвраты продукции из-за низкого качества, производство сдерживается хроническим не­достатком материалов, увеличивается период сбора дебиторской задолженности. Кроме то­го, поставщики требуют наличной оплаты, а кредиторы - изменения условий кредита. На­конец, у компании наблюдается серьезная не­хватка собственных оборотных средств.

Исходя из данных критериев можно за­ключить, что большинство российских пред­приятий находится на поздней стадии кризис­ной ситуации. Это вызывает необходимость совершенствования методов, принятых в оте­чественной теории и практике антикризисно­го управления.

Мы предлагаем расширить понятие кри­зисной ситуации и разграничить понятия кри­зиса и несостоятельности (банкротства). Опи­санная ниже концепция предполагает более раннюю идентификацию кризисной ситуации с целью адекватного реагирования на негативные тенденции в условиях, когда предприятие еще полностью находится под контролем собствен­ников и управляется привлеченными ими ме­неджерами, а следовательно, имеет большую свободу маневра и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом ме­роприятий, осуществляемых в процессе законо­дательного антикризисного регулирования.

Кризисную ситуацию можно охарактери­зовать как недостаточно эффективное управление активами и кредиторской задолженно­стью предприятия, что обусловливает отток денежных средств от собственников и в ко­нечном итоге приводит к не полному удовлетворению требований кредиторов. Существует следующая классификация этапов кри­зисной ситуации:

1) кризис для собственников предприя­тия;

2) кризис для кредиторов;

3) законодательное регулирование в инте­ресах кредиторов.

1 этап выражается в ухудшении финансово-экономического состо­яния предприятия, которое пока не сказывается на расчетах с кредиторами. В качестве его крите­рия выступает ущемление интересов собст­венников, т.е. реальные потери ресурсов, ин­вестированных в собственный капитал.

Если текущая стоимость альтернативных вложений превышает текущую рыночную сто­имость собственного капитала, можно гово­рить о реальных потерях для собственников и начале первой стадии кризисной ситуации.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Центральный банк России: история создания, место в современной экономике
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 дека ...

Центральные банки зарубежных стран
Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англи ...

Функции и задачи Национального банка и его взаимоотноше­ния с коммерческими банками
Банковская система включает эмиссионные и неэмиссионные банки. Неэмисси­онные банки в свою очередь подразделяются на ком­мерческие и специализированные. К специализированным банкам от­носятся нновационные, инвестиционные, ссудосбе­регатед ...