Автоматизированная банковская система, реализующая требования по автоматизации операций с банковским продуктом, должна обеспечивать достижение определенных целей. Поскольку характер работ, связанных с выполнением банковской услуги, достаточно разнообразен, то, как правило, довольно широк и состав исполнителей банковской услуги, а состав целей, которые предполагается достичь, естественно, не ограничивается одной или двумя.
С точки зрения экономиста банка, АБС должна предоставлять удобные средства для описания экономических характеристик банковского продукта. При широком разнообразии финансовых инструментов и множестве банковских услуг, представленных на рынке, здесь не обойтись без хорошо продуманного классификатора банковских услуг и продуктов. В то же время спецификация каждого банковского продукта, с одной стороны, должна учитывать его особенности, а с другой — должна быть выдержана в духе общей концепции описания банковских продуктов. Немаловажным фактором является наличие в системе средств обратной связи со стороны служб, обеспечивающих реализацию банковского продукта. Вполне понятно, что для принятия решения о целесообразности развития какого-либо банковского продукта необходима информация о том, насколько успешно продается разработанный продукт, насколько эффективно с экономической точки зрения его производство и т.д.
Главный бухгалтер банка, который отвечает за правильное отражение процесса реализации банковских услуг в отчетах, установленных действующим законодательством, заинтересован в том, чтобы АБС располагала средствами, обеспечивающими однозначное описание правил бухгалтерского учета операций в соответствии с принятой учетной политикой банка. Одновременно АБС должна предоставлять главному бухгалтеру средства, позволяющие контролировать выполнение конкретными сотрудниками или отдельными структурными подразделениями банка правил бухгалтерского учета при совершении банковских операций.
Широкий штат сотрудников банка, занятых непосредственным выполнением банковских операций, способен качественно и оперативно выполнять свою работу при наличии в АБС таких средств, которые освобождают их от необходимости анализировать многочисленные инструкции, регламентирующие правила выполнения операций, и помогают быстро выполнять свои обязанности. Если в АБС присутствуют функции, однозначно определяющие банковские операции со всеми присущими им ограничениями, то работа персонала с АБС становится более простой и удобной. При этом уменьшается операционный риск неправильного выполнения банковских операций и минимизируется время на непосредственное выполнение этих операций сотрудниками банка.
Что касается технолога банка или администратора АБС, зачастую исполняющего эти обязанности, то им необходимо видеть общую картину создания и реализации банковских продуктов. Здесь вопросы функционирования АБС напрямую смыкаются с организационными аспектами в деятельности банка. Это — вопросы управления доступом к данным и функциям системы, проблемы построения бизнес процессов, согласования действий различных служб и работников банка и т.п. Если для конкретного сотрудника банка, допустим, требуется специфический подход к организации интерфейса, учитывающий особенности выполняемых им операций, то технологу банка глубоко формализованное и универсальное описание бизнес процессов позволяет качественно оценить эффективность выполнения той или иной банковской услуги и наметить меры по устранению “узких” мест в технологии работы организационно штатных элементов системы, эксплуатируемой в банке.
Интересно, что необходимость включения в концептуальную модель АБС понятия “банковский продукт” не всегда осознается разработчиками систем автоматизации банков. И это объяснимо — все АБС, более- менее устойчиво представленные на рынке, изначально содержат набор функций, требуемый при выполнении операций с банковскими продуктами. Так, можно заметить, что во многих АБС задана, как правило, единая последовательность описания видов вкладов физических лиц, однако при этом существует непохожая на нее последовательность описания ссуд и кредитов и совсем отличная от двух предыдущих последовательность описания работ при выполнении операций с ценными бумагами. Пользователю системы приходится достраивать в уме необходимые логические связи между разрозненными функциями системы с целью правильного их применения. Позволяя использовать многие АБС с пользой для банка, такое положение, тем не менее, приводит, с одной стороны, к необходимости привлечения специалистов с развитым абстрактным мышлением (которых, по определению, гораздо меньше, чем людей с обычными способностями, и которых, следовательно, труднее найти). А с другой стороны, такое построение системы является предпосылкой для совершения многочисленных ошибок при работе персонала с системой, что увеличивает операционный и финансовый риск выполнения банковских операций.
Больше по теме:
Коммерческие банки
Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, что предусмотрено Законом РФ.
Созда ...
Теории управления банковской ликвидностью
Теории управления банковской ликвидностью появились практически одновременно с организацией коммерческих банков. В настоящее время различают четыре теории: коммерческих ссуд перемещения, ожидаемого дохода и управления пассивами. (20, с. 3 ...
Виды государственных ценных бумаг, их роль в денежно-кредитной политике
Цели и условия использования государственных ценных бумаг. Классификация госбумаг по виду эмитента, по форме обращаемости, по срочности, по способу получения дохода. Виды российских государственных ценных бумаг. Технологии торговли госуда ...