Новый план счетов и АБС

Страница 1

Необходимо отметить, что переход на новый План счетов бухгалтерского учета потребует обязательной замены или модернизации АБС практически во всех отечественных банках. Дело в том, что изменяется не только План счетов, но и сама методология бухгалтерского учета, причем в нормативных документах ЦБ РФ неко­торые функции в обязательном порядке возлагаются на АБС. Почти во всех систе­мах автоматизации, которые сегодня работают в наших банках, этих функций про­сто-напросто нет. Поэтому современная ситуация на рынке напоминает ту, которая сложилась в 1992 г., когда число банков стремительно росло, и фирмы-разработ­чики не успевали удовлетворять спрос на специализированные банковские про­граммные продукты.

Неизбежен передел рынка АБС: с него уже ушли некоторые фирмы, напри­мер «АСОФТ» (не путать с «АСофт», которая благополучно продолжает существо­вать) или «VIMCOM». По-видимому, понесут некоторые потери такие заслуженные разработчики, как «Инверсия», «ПрограмБанк», «ЛИМ», чьи DOS-комплексы в не­которых банках будут заменены на системы третьего поколения — и вовсе не обя­зательно тех же самых фирм. Ожидается, что самые большие «убытки» понесут собственные программные разработки банков.

Целый ряд опросов, проведенных журналом «Банковские технологии», по­казал парадоксальную картину: среди банков-респондентов, имеющих АБС собст­венной разработки, довольных этой АБС оказалось значительно меньше, чем среди тех, кто работает на «фирменной» АБС. Объясняется это просто: во-первых, собст­венные системы в большинстве случаев выполнялись на тех же FoxPro или Clipper; во-вторых, коллективы разработчиков, которых могут позволить держать у себя в штате банки, весьма немногочисленны; в-третьих, разработка ведется по принципу «латания дыр», что исключает системный подход и нормальное взаимодействие от­дельных модулей. «Доморощенные» АБС очень трудно, да и практически невоз­можно, подвергнуть серьезной модернизации, так как нормальная документация проекта обычно не ведется. Именно такие АБС скорее всего потребуют замены. Если какие-то банки еще питают иллюзии, что им удастся «довести до ума» подоб­ную разработку собственными силами и в срок, и поэтому тянут с решением о пе­реходе на АБС, созданную внешними фирмами, то их ожидают большие разочаро­вания.

Совершенно очевидно, что многие банки будут вынуждены «менять коней на пере­праве», так как имеющиеся у них АБС неадекватны, и любые попытки как-то удер­жаться на старой платформе приведут к большим потерям. В этом случае следует помнить одно: переход на новый План счетов будет успешным только там, где во­время проведена тщательная его организационная подготовка (жаль только, что ме­тодичность и скрупулезность не свойственны нашему национальному характеру). Руководство банка должно было уже в октябре составить и утвердить детальный план перехода, в котором следует четко распределить обязанности и ответствен­ность подразделений и должностных лиц. Этот план должен быть расписан по не­делям, а с декабря — по дням, с соответствующей оперативной отчетностью.

Чтобы более нагляднее представить, что такое современная АБС, постараемся более подробно разобрать ее строение.

Технологическое построение АБС описывает группировку программных модулей и процессы, происходящие в ходе функционирования системы. Суть части этих процессов определяют абстрактные механизмы, лежащие в основе реализации конкретных прикладных компонент системы. Такие механизмы составляют технологическое ядро системы.

Архитектурное построение Вся система состоит из трех компонентов:

1) клиентской части системы; 2) объектов сервера данных; 3) процедур сервера приложений.

Клиентская часть системы

обеспечивает взаимодействие пользователя с системой. Никакой обработки данных в клиентской части не происходит. Ее назначение сводится к тому, чтобы принять от пользователя запрос на выполнение операции системы и необходимые для выполнения этого запроса данные. После того, как запрос реализован, клиентская часть дает пользователю возможность ознакомиться с результатами выполнения операции.

Объекты сервера данных

являются центральной частью системы. Здесь хранятся все данные системы и процедуры, обеспечивающие выполнение ее операций. Хранимые процедуры получают запрос от клиентской части на выполнение операций и подготавливают для нее результаты своей работы. Для выполнения некоторых специфических операций хранимые процедуры могут вызывать процедуры сервера приложений.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Применение банкомата
Стремясь сэкономить, на зарплатах сотрудников в западных банках, начали внедрять «автомати­ческих кассиров», то есть банкоматы. Банкомат многофункциональное устройство самообслуживания, предназначенное для обслуживания клиентов в отсут ...

Начало реформы кредитно-банковской системы (1987 – 1990)
В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономиче ...

Появление первых кредитных учреждений
Первое появление кредитных учреждений на Руси произошло в конце XII в., в Великом Новгороде, имевшем тесные торговые связи с немецким купечеством. В эту эпоху Новгород и Псков представляли собой богатейшие города, где иностранцы ощущали с ...