Роль потребительского кредита в экономике определяется его функциями. Потребительский кредит выполняет следующие функции:
1.
перераспределяет капитал между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли;
2.
стимулирует эффективность труда;
3.
расширяет рынок сбыта товаров;
4.
ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли;
5.
является мощным орудием централизации капитала;
6.
ускоряет процесс накопления и концентрации капитала;
7.
обеспечивает сокращение издержек обращения: связанных с обращением денег, связанных с обращением товаров.
Существует много видов и форм потребительских кредитов. Рассмотрим общую классификацию. По срокам пользования кредиты бывают: до востребования и
срочные. Последние, в свою очередь, подразделяются на:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (от 1 до 3 лет);
- долгосрочные (свыше 3 лет).
По размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие.
По обеспечению: необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.
По методам погашения различают банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно (на одну определённую дату).
В зависимости от платности банковские кредиты подразделяются на ссуды с рыночной, повышенной и льготной процентной ставкой.
Рыночная цена кредита – это (в условиях сильной инфляции) довольно подвижная цена, которая складывается под влиянием спроса и предложения. Ссуды с повышенной процентной ставкой связаны с повышенным риском кредитования клиентов, нарушением условий кредитования и т.д. Кредиты с льготной процентной ставкой чаще всего предоставляются акционерам банка, в особых случаях – банковским сотрудникам и др.
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (автомобили, холодильники, мебель, бытовая техника). Срок кредита составляет 3 года, процент – от 10 до 35. Население в промышленно развитых странах тратит от 10 до 20 % своих ежегодных доходов на покрытие потребительского кредита. В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.
Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты. Кредит выдается также в рассрочку. Наиболее высокий уровень ипотечного кредита – в США, Канаде, Англии. Процент по кредиту колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры – от 15% до 30% и более. [15 ]
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение.
Следовательно, мы установили, что сущность потребительского кредита заключается в предоставлении денег либо товаров, услуг в долг с рассрочкой платежа по целевому назначению на условиях возвратности и срочности. И главная его роль в перераспределении капитала между отраслями народного хозяйства, стимулируя эффективность труда, ускорения сбыта товаров.
Больше по теме:
Сущность и основные функции банков
Банки — непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли «рука об руку»: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда т ...
Денежно-кредитная политика
В 1994 году наметилось тенденция монетеризации: «широкие» деньги росли быстрее, чем цены и скорость обращения денег значительно снизилась. Монетаризация экономики обеспечивалось не инфляционным добавлением ликвидности, а реальным ростом ...
Риски лизинговых операций
Лизинговые операции являются рисковыми, как и другие банковские операции. В зависимости от вида лизинговые риски можно классифицировать следующим образом.
МАРКЕТИНГОВЫЕ РИСКИ
- риск не найти арендатора на все имеющееся оборудование. Он ...