Исходя из общей оценки состояния расчётов, мне бы хотелось остановиться на следующих особенностях безналичных расчетов в России и обратить внимание на возможные направления совершенствования безналичных расчетов.
Превалирование безналичных расчётов, минуя банки.
Как уже отмечалось, значительное место в российской практике занимали товарообменные операции – безналичные расчеты путем взаимозачетов, бартера и т.п. Так, в начале 1998 г. до 90% выручки предприятий приходились на денежные суррогаты и бартер.
С другой стороны, кризис банковской системы в гораздо меньшей степени отразился на реальном секторе экономики, чем это должно было случиться в условиях цивилизованного рынка.
Многие банки широко используют в расчётных и кредитных сделках выписываемые ими векселя, разрабатывая различные вексельные программы: для зачета взаимных требований клиентов и т.п. К примеру, за 2000 г. сумма обращаемых векселей московского Объединенно – Промышленно - Торгового Банка (ОПТБанка) превысила 1 млрд. руб. По вексельным программам этого банка работали более 100 организаций. По выражению экономистов-практиков, банковский вексель, применяемый в так называемом «вексельном кредитовании», превратился в кислородную подушку» для производства. И все же главную функцию векселя потеснила платежная: с середины 90-х гг. векселя интенсивно обслуживали не только безналичный, но и наличный оборот.
Доминирование во внутренних расчётах платежного инструмента кредитовых переводов,
а именно, платежного поручения, доля которого в общей сумме безналичных платежей составляет более 95%.
Доля расчетов по инкассо не превышает 4%, а аккредитивной формы расчетов еще меньше.
Примечательно, что до начала 90-х гг. основной формой безналичных расчетов в стране была инкассовая: в 1989г. ее удельный вес составлял 44% всего платежного оборота.
Причины резкого изменения структуры расчетов многообразны: переход к рыночным отношениям, повлекший катаклизмы разлаживания прежних хозяйственных связей, а значит и доверия как основы инкассовой формы расчетов и т.д.
Развитие международных расчетов коммерческими банками вследствие либерализации внешнеэкономических отношений при переходе к рыночной экономике.
До начала 90-х гг. указанные расчеты были прерогативой, главным образом, Внешторгбанка СССР и Госбанка СССР. Представляется вместе с тем, что при реформировании экономики роль Банка России в проведении международных расчетов оказалась недостаточной по сравнению с прежней ролью Госбанка СССР.
Немаловажно и то, что если за рубежом правила проведения расчетов на внешнем и внутреннем рынках унифицированы, то в России по ряду положений применения отдельных форм расчетов (аккредитивной, чековой) на указанных рынках имеются существенные расхождения.
Весьма различается и понятийный аппарат в области расчетов, используемый в мировой и отечественной практике. Так, в законодательно-нормативной базе России по расчетам отсутствуют понятия «дебетовые», «кредитовые» переводы
.
Еще сложнее обстоит дело с применением терминологии в области электронных расчетов и электронных денег.
Между тем упорядоченность и единообразие понятийного аппарата имеют большое практическое значение, прежде всего, в целях предотвращения правового риска, поскольку обеспечивают однозначное толкование терминов в законодательных, нормативных актах и при выполнении расчетных операций.
Низкая доля в расчетах между банками клирингового способа платежей
Она составляет считанные проценты (за рубежом — от 50% до 80%) по ряду экономических и технических причин: отсутствия конкуренции на рынке расчетных услуг вплоть до конца 90-х гг., когда Банк России ввел плату за них; наличия высоких рисков (особенно кредитного) в системе расчетов; сложностей создания технологической базы подобных расчетов.
Слабое применение населением безналичных расчетов посредством банковских платежных карт.
В развитых странах все взрослое население имеет текущие счета в банках, используемые для проведения платежей, а наличными рассчитывается только за мелкие покупки — около 20% всех оплачиваемых товаров и услуг. В России же - более 90%, а в провинции - все 100%.
Больше по теме:
Методология реструктуризации
Не только выбор методологии, но и особенно практическая реализация всего комплекса мероприятий по реструктуризации – сложнейший процесс.
Традиционный подход к модернизации организации – осуществление изменений в структуре ее отдельных ...
Кредитные организации
При проведении анализа российского банковского права следует обратить внимание на два термина-«банк» и «кредитная организация». Термин «кредитная организация» пришел в российское законодательство из европейского банковского права. Первая ...
Структура
кредитного отдела и банка
Структура банка, количество отделов, специализация служб, состав руководства, распределение полномочий и т.д. зависят от многих факторов и определяется экономической целесообразностью. Так, небольшой провинциальный банк имеет иную структу ...