Юридические отношения между банками-эквайерами и предприятиями розничной коммерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система разрабатывает свои требования к такому договору. Но практика работы по эквайрингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномоченный член платежной системы предоставляет право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.
Договор между банком и предприятием обычно предусматривает:
виды карточек (платёжных систем);
перечень магазинов (точек обслуживания) данной торгово-сервисной фирмы, в которых должны приниматься карточки;
обязательство предприятия на видном месте размещать торговый знак платежной системы, информирующий клиентов о возможности оплаты товаров и услуг карточкой;
обязательство предприятия не устанавливать цену на товар выше, если он оплачивается карточкой, а не наличными;
способ авторизации (с указанием основного и резервных телефонов в случае голосовой авторизации);
авторизационный лимит, то есть минимальную сумму операции, выше которой авторизация является обязательной;
порядок и регулярность получения стоп-листов;
условия, на которых предприятие использует оборудование, необходимое для приема карточек и оформления операций;
порядок и сроки доставки слипов в банк;
сроки возмещения сумм операций предприятию;
размер комиссии, получаемой банком, и порядок ее удержания;
порядок возврата сумм по операциям, опротестованным системой;
порядок изъятия карточек, способ их доставки в банк и размер вознаграждения кассиру, изъявшему разыскиваемую карточку;
подробный порядок действий кассиров по идентификации карточек, работе со стоп-листом, авторизации, оформлению слипов, работе с оборудованием, изъятию карточек и т.п. (эти процедуры обычно выносятся в отдельную инструкцию для кассира/продавца).
Работа с предприятиями по приему карточек к оплате является сложным делом, с точки зрения организации. Сложность заключается главным образом в том, что кассиры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответствующей подготовки для работы с банковскими карточками.
Эту проблему пытаются решить несколькими способами. Необходимо подготовить простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения бывает недостаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку.
Третьим направлением работы с предприятиями является регулярная рассылка по предприятиям писем с важной новой информацией, касающейся приема карточек.
Еще одной формой работы, которая рекомендуется некоторыми платежными системами, является регулярное инспектирование торговых точек с целью выявления недостатков в обслуживании или нарушении инструкций. К сожалению, инспектированию у нас в стране пока не уделяется должного внимания, хотя оно, по признанию многих экспертов, является очень эффективным средством не только повышения дисциплины кассиров, но и определения тех точек обслуживания, где потенциально высок риск мошенничества.
Больше по теме:
Контроль ГРКЦ за
налично-денежным оборотом
Головной расчетно-кассовый центр ГУ ЦБ РФ по Томской области осуществляет обслуживание более 400 организации (данные на 01.01.2000г.), из них 380 организациям установлен лимит остатка наличных денег в кассе.
Для установления лимита остат ...
Внутридневные кредиты
в совокупности с кредитами «овернайт» призваны обеспечить нормальное, бесперебойное функционирование платежной системы. В соответствии с
Положением № 19-П они являются обеспеченными, а банки, пользующиеся данными кредитами, должны отвеч ...
Услуги, оказываемые инвестиционным банком
В развитых странах инвестиционные банки предоставляют своим клиентам следующие услуги:
- по привлечению финансовых ресурсов;
- по реструктуризации бизнеса путем слияния и поглощения;
- брокерские;
- по управлению портфелем;
- депозит ...