Правительство России не совсем довольно тем, как проходит реструктуризация банковской системы. Власти опасаются, что слабые банки не смогут адекватно обслуживать быстро растущую промышленность. Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) не хватает средств на быстрое оздоровление системообразующих проблемных банков.
Чтобы форсировать процесс оздоровления банковской системы, правительство рассматривает вопрос возврата к ситуации, когда банк может по собственной инициативе обратиться в АРКО за помощью. Сейчас же по Закону о реструктуризации банков он должен дожидаться момента, когда он окажется на грани банкротства. И лишь после этого ЦБ может рекомендовать АРКО взять этот банк под свою опеку.
Финансовые возможности агентства пока не позволяют заниматься оздоровлением банковской системы. В ходе рассмотрения бюджета 2000 года в Думе Минфин нашел для АРКО 1 млрд. руб. прямого финансирования и 4 млрд. руб. гарантий под выпуск облигаций агентства.
Однако правительство скорее всего в этом году лишь ограничиться констатацией того факта, что денег на банки мало. Увеличить финансирование помешает жесткое ограничение бюджетных расходов. Кроме того, до сих пор не понятно, какую именно банковскую систему хочет увидеть государство и хочет ли оно возрождать прежние системообразующие банки.
Единственное, что сейчас реально сможет сделать правительство, - это внести поправки к Закону о реструктуризации кредитных организаций, позволяющие АРКО договариваться с банками о реструктуризации на добровольной основе. С надеждой, что в следующем году на это будут выделены какие-то средства.
Накопленный за последние 16 лет опыт Чили, Аргентины, Мексики, а недавно – и Южной Кореи позволяет говорить о некоторых принципах, которые могли бы использовать для успешной реструктуризации финансового сектора в России. Конечно, речь идет не о простом механическом переносе этого опыта, а о его умелой адаптации к российской действительности.
Важной предпосылкой для успешной реструктуризации является готовность правительства создать условия, привлекательные для инвестирования в реальный сектор экономики. На данном этапе, как в прочем, и на протяжении прошедших семи лет, непомерные процентные ставки, обусловленные бюджетным дефицитом, а также несовершенный законодательный и бюджетный режимы способствовали тому, что появилось два разобщенных мира: финансовый и «реальный».
Очевидно, что осуществление программы реструктуризации банковской системы требует сильной политической воли. Однако успешной такая программа может быть только при условии одновременного решения проблем реальной экономики. Финансовый сектор будет играть жизненно важную роль при оказании помощи другим отраслям экономики, но в конечном счете без решения структурных проблем в этих отраслях не обойтись
Больше по теме:
Российские банки и мировая банковская система
Имущество российских банков за рубежом может быть арестовано. В ответ на объявленный ЦБ 90-дневный мораторий на выплату долгов иностранцам, западные кредиторы заявили, что готовы вернуть хотя бы часть того, что им должны российские заемщи ...
Российская кредитная система и ее особенности
Современная кредитная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных звеньев, или ярусов:
1. Центральный Банк, государственные и полугосударственные банки.
2. Банков ...
Роль специализированных банков в становлении экономики Японии и Кореи
Традиционно значительной является роль государства в поддержке национального, в том числе и банковского, бизнеса в Японии
. В отличие от западной модели, ориентированной на вмешательство государства в экономику в случае сбоев рыночного ме ...