Страница 3

или кредитором выступают государство, местные органы власти по

отношению к гражданам и юридическим лицам. Государсвенный кре-

дит выражает отношения в денежной форме между государством с

одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой,

чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателя-

ми. Кредит будет государственным в том случае, когда в качест-

ве участника ссудной сделки выступают центральное правительст-

во или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить

с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где

обязательным участником ссудной сделки является банк.

По утверждению В.С.Волынского нельзя смешивать такие по-

нятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет сле-

дующие различия между этими формами кредита. Во-первых,"госу-

дарственный кредит отличается от частного участниками сделки".

Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитода-

телями - различные учреждения, предприятия и частные лица.

Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кре-

дита могут меняться местами" .В-третьих, так как ссудная сдел-

ка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей,

которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных

бумаг, то"государственный кредит представляет собой не просто

форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании

ссудного и фиктивного капитала". В то же время сходство данных

форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник об-

разования.

В сфере государственного кредита центральное правительст-

во, а также местные органы власти традиционно выступают в ка-

честве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия

бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных

средств является выпуск облигаций государственного займа и

прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обяза-

тельство эмитента, который должен впоследствии возместить вла-

дельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Вла-

дельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступа-

ют фактическими кредиторами государства. В отличие от бан-

ковского кредита,кредиторами выступают не только банки,но и

страховые компании,предприятия и частные лица.Нужно отме-

тить,что половина активных операций страховых компаний разви-

тых стран приходится на покупку ценных бумаг.Таким образом

можно сделать вывод,что государственный кредит отличается от

частного по форме предоставления денежных средств и по участ-

никам сделки.

В настоящее время государство стало выступать в качестве

кредитора,оказывать кредитную помощь тем отраслям,в развитии

которых заинтересовано национальное хозяйство в целом.Финанси-

рование жилищного строительства,создание инфраструкту-

ры,экспортного производства осуществляется во многих странах

на льготных условиях с широким использованием привлеченных

средств.Причины активного участия государства как кредитора

различны:нежелание частного капитала развивать отрасли инф-

раструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибы-

ли,оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностран-

ными конкурентами на международном рынке.Волынский отмеча-

ет,что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного

государства может рассматриваться как новое явление в кредит-

но-финансовой сфере".

Движение капитала в сфере международных экономических от-

ношений,связанное с предоставлением валютных и товарных

ресурсов на условиях возвратности,срочности и уплаты процен-

тов,называют международным кредитом.В качестве кредиторов и

заемщиков выступают банки,предприятия,государства,международ-

ные и региональные организации.

Формы международного кредита можно клоссифицировать по

главным признакам,характеризующим отдельные стороны кредитных

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Кредитная политика
Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитами. Политика определяет объективные стандарты и п ...

Банковская система
После обретения Россией независимости продолжися 2-й этап банковской реформы, начавшийся еще в 1987 г. Однако условия проведения реформы теперь значительно изменились. В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике ...

Пластиковая карта как платежный инструмент
История развития хозяйственных системпредставляет собойбесконечную цепь попыток упростить, облегчить и ускорить платежи и расчеты между участниками экономического оборота. Подрасчетами мы понимаем обмен информацией между плательщиком и ...