Крестьянский банк

Банковское дело » Крестьянский банк

Страница 2

Управлял Крестьянским поземельным банком Совет, состоявший из управляющего (с открытием в 1885 г. Дворянского земельного банка должность управляющего Крестьянским банком возлагалась на управляющего Дворянским банком) и его членов (не более 5), назначавшихся министром финансов. Производство операций на местах было возложено на отделения, открываемые самостоятельно, при учреждениях Государственного банка или казенных палатах. Местные отделения состояли из управляющего, назначаемого министром финансов, одного члена по назначению губернатора и двух - по избранию губернского земского собрания, а в местностях, где не были введены земские учреждения, по приглашению губернского по крестьянским делам присутствия. После открытия Дворянского земельного банка во многих местностях действовали объединенные отделения Крестьянского и Дворянского банков.

Первоначально Крестьянский банк действовал на территории Европейской России, где в 1883 г. было 11 отделений. С 1888 г. Банк охватил губернии Привисленского края, с 1906 г. Закавказье и прибалтийские губернии, К 1905 г. действовало 40 отделений Банка, из которых 17 были самостоятельными, а 23 объединенными с отделениями Дворянского банка. В 1915 г. 52 местных отделения Крестьянского поземельного банка функционировали в 68 губерниях и 5 областях Европейской и Азиатской России.

Срок выдаваемых Банком ссуд первоначально устанавливался от 24 лет 6 мес. до 34 лет 6 мес.: с 1894 г. от 13 лет до 55 1/2 лет (13, 18, 28 лет, 41 год, 55 1/2 лет). Ссуда не должна была превышать 80-90% оценки покупаемой земли. Ссудный процент равнялся 7,5-8,5% годовых. В отличие от других ипотечных банков, выдававших нецелевые ссуды, кредит Крестьянского поземельного банка имел строго определенное назначение - только на покупку земли. Получателями ссуд могли быть сельские общества, товарищества и отдельные домохозяева. Их размеры при общинном пользовании исчислялись на наличную душу мужского пола, а при участковом на отдельного домохозяина. Высший ее размер не должен был превышать в первом случае 125 руб. на душу, во втором - 500 руб. на домохозяина.

В деятельности Крестьянского банка можно выделить три этапа: 1883-1895 гг.; 1896-1905 гг.: 1906-1916 гг. В первые два из них были созданы наиболее благоприятные условия кредита для общественных и товарищеских покупок. По мнению правительства, это могло "уменьшить недостаточность в земельном обеспечении большей части сельского населения более быстрыми темпами, чем при единоличных покупках, и предотвратить возможное, в случае преобладания последних, неравенство в обеспечении крестьян землей". Поэтому в Устав Крестьянского банка были введены ограничения, затрудняющие или делающие непривлекательными покупку земли при его посредстве зажиточными крестьянами-домохозяевами. Так, с 1883 по 1889 гг. Крестьянский банк выдавал единоличным покупателям ссуду в размере лишь около 1/2 покупной цены, тогда как товариществам и обществам приблизительно от 3/4 до 4/5. Далее, подушные 125 руб. или подворные 500 руб. нормы покупок, установленные для своих клиентов Крестьянским банком, в случае единоличных приобретений имели строго ограничительный лимит. Для товарищеских - определялось лишь общее число десятин, которое могло купить товарищество (в связи с этим часто привлекались фиктивные "товарищи", которые нужны были для счета и для увеличения общего количества земли). Нельзя не учитывать и того, что помещики предпочитали продавать имения целиком либо крупными участками. Для большинства покупателей - "единоличников", даже зажиточных, их приобретение было не по карману.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Факторинг и форфейтинг
Факторинг - это покупка банком или специализированной компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Более общее определение факторинговых операций содержится в Конвенции Международн ...

Политика дешевых и дорогих денег
Выше уже были упомянуты политика дорогих денег и политика дешевых денег. В этой главе я покажу, в чем она заключается и каков механизм реализации. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо ув ...

Рефинансирование -инструмент регулирования денежной массы
Проводя денежно-кредитную политику Центральные банки сами определяют инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении. Если политика направлена на укрепление производства, занятости на расширение выдачи кредитов и увел ...