После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Их содержание и направленность определялись идеологическими и экономическими концепциями партии большевиков.
Одним из решающих элементов воззрений большевиков был постулат о неизбежности отмирания товарно-денежных отношений при переходе к социализму. В то же время предполагалось, что сохранит свое значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулировано требование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший учет и контроль за мерой труда и потребления. В качестве инструмента такого контроля Ленин рассматривал банк - единый, крупнейший из крупнейших, государственный, с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике, полагая, что такой банк означает общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и распределения продуктов.
До революции русские коммерческие банки были посредниками в размещении ценных бумаг на европейских биржах. Так, на берлинской бирже котировались акции девяти русских коммерческих банков. В 1910 г. стали развиваться деловые отношения между русскими и французскими банками, а в 1913 г. первоклассные русские банки приняли решение о перемещении своих акций из Берлина на биржи Лондона и Парижа (58,с.166). На парижской бирже перед первой мировой войной котировались акции крупнейших петербургских банков, в том числе Азовско-Донского и Международного.
Итак, накануне Октябрьской революции в России сложилась следующая кредитно-банковская система: Государственный банк; банки краткосрочного коммерческого кредита (акционерные и городские банки, общества взаимного кредита); банки долгосрочного кредита (государственные дворянские земельные банки, городские кредитные общества); сберегательные кассы, кассы городского и земского кредита, учреждения мелкого кредита и др.
Впоследствии было принято еще несколько законодательных актов, решивших судьбу остальных звеньев банковской системы страны. В октябре 1918 г. ликвидируются общества взаимного кредита (4,с.150). В декабре того же года национализируется Московский народный (кооперативный) банк, который был слит с Народным банком республики. Одновременно ликвидируются городские общественные банки и. частные земельные банки. Наконец, в апреле 1919 г. Совнарком прекратил деятельность функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков. В итоге страна получила своеобразный "единый банк" в лице Народного банка РСФСР, который основное внимание вынужден был уделять организационным вопросам, таким, как принятие на баланс активов и пассивов национализированных банков. В ряде случаев эта работа нарушалась из-за того, что то или иное учреждение банка, оказавшись на территории, контролируемой белым движением, подвергалось денационализации.
Что касается выполнения сугубо банковских операций, то Народный банк РСФСР не успел как следует развернуть свою деятельность. Это произошло вследствие усилившейся инфляции, а еще больше из-за политики "военного коммунизма". Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы кредитования и расчетов. К концу 1919 г. Народный банк РСФСР фактически прекратил свои операции. Декретом СНК от 19 января 1920 г. он был упразднен (4, с.151). Многие считали это важным этапом перехода к безденежным отношениям.
Однако жизнь опровергла ожидания. Уже в ходе гражданской войны обнаружилась несостоятельность политики "военного коммунизма", и в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (нэпу), включая замену продразверстки продналогом, после введения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей продукцией. Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными словами, речь шла о переходе к рыночной экономике. И естественно, что одним из первых шагов на этом пути стало (в октябре 1921*г.) решение об учреждении Государственного банка.
К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений (без кредитных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%); тогда как Госбанк имел 459 учреждений (38%).
Таким образом, в восстановительный период идея "единого банка" оказалась забытой. Возникшие наряду с Госбанком СССР специальные банки оказались, по сути дела, коммерческими. Необходимость в такой структуре банковской системы была обусловлена особенностями рыночных отношений периода нэпа.
Однако во второй половине 20-х годов в связи с отказом от нэпа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея "единого банка". Но на данном этапе она реализовывалась уже с иной целью, нежели в послереволюционный период: не для создания предпосылок перехода к безденежным отношениям, а для централизации управления экономикой командно-административными методами. Новый вариант "единого банка" потребовал прежде всего коренной перестройки сложившейся в период нэпа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по 1932 г. (20, с.118). Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. "О принципах построения кредитной системы", которым предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР.
Больше по теме:
Формирование уставного капитала акционерного банка и его учет
Акционерные банки формируют уставный капитал путем продажи акций. Банки в виде акционерного общества закрытого типа первый выпуск акций регистрируют по общему для всех банков правилу без одновременной регистрации проспекта эмиссии.
Кате ...
Классификация пластиковых карт
Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты.
1. По материалу, из которого они изготовлены:
* бумажные (картонные);
* пластиковые;
* металлические.
В настоящее время практически повсеместное распрос ...
Политика КБ «Уралвнешторгбанк» в
области управления рисками
В течение года банком регулярно осуществлялся оперативный и стратегический контроль рисков. Банк отслеживает стратегические риски, связанные с изменениями политической ситуации, действиями Центрального Банка и Правительства РФ, общим сост ...