В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательных резервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом Директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и его территориальные учреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонирования обязательных резервов кредитными организациями. Этому в значительной мере способствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду показателей ежедневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полноте формирования обязательных резервов и использование этой отчетности для оперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение действующих Положений об обязательных резервах.
С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Важным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.
Как правило, при продаже государственных ценных бумаг Центральный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.
Операции на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для неинфляционного финансирования дефицита госбюджета.
Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использования денежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг
Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. Центральный банк России, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.
Больше по теме:
Основные специфические положення современной системы кредитования
1. Система кредитования базируется на ресурсах банка как предприятия. Казалось бы, естественное положение, однако ранее действовавшая, схема лишь создавала иллюзию того, что кредитное учреждение работает на предоставленных ему сверху кред ...
Использование свободно плавающего валютного курса
Своевременно учитывающим соотношение спроса и предложения на национальную валюту является режим свободного плавания валютно-обменного курса.
В случае отсутствия достаточных резервов для интервенций в целях поддержания объявленного фиксир ...
Анализ баланса банка
Деятельность Дирекции АППБ «АВАЛЬ», как и других коммерческих банков представляет собой совокупность пассивных операций, посредством которых образуются банковские ресурсы, и активных операций по использованию этих ресурсов с целью получе ...