При осуществлении этих операций Банк России не только реализует направление своей кредитной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.

Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

Если Банк России покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Банк России продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

До образования коммерческих банков регулирование денежного обращения проводилось в порядке централизованного планирования лимитов кредитования и различного вида кассовых планов. Они являлись директивами для филиалов государственных банков.

Ежегодно возрастающий дефицит бюджета покрывался депозитной эмиссией, при которой Правительство получало ничем не обеспеченные деньги. Это послужило одной из основных причин высокой инфляции.

В России до 1992 г. рынок ценных бумаг был ограничен государственными займами, распространяемыми среди населения и на бюджет существенно не влияющими. В то же время опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что наличие широкого рынка государственных ценных бумаг позволяет:

- осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и у населения для Правительства через Банк России временно свободных денег;

- сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета;

- использовать государственные ценные бумаги для проведения Банком России кредитной политики и на основе ее регулировать общую массу денег в обращении;

- повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

В начале 1992 г. ЦБ РФ совместно с Министерством финансов начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача:

- обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета;

- создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами.

На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги.

Банк России и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.

Рефинансирование банков

Под рефинансированием банков понимается предоставление Банком России кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита. Рассмотрим их подробнее.

Больше по теме:

Факторинг, как особая форма кредитования
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали ...

Маркетинг банковских карт
Прибыль как конечная цель маркетинга, первоочередная ориентация на потребности клиента; постановка управленческих задач и планирование конкретных мероприятий по достижению намеченных целей. В области маркетинга карточных продуктов перед ...

Виды маржи
Первоначальная маржа(initial margin). Она представляет собой залог, вносимый покупателем и продавцом контракта при заключении сделки, т.е. для открытия позиции на рынке. Размер маржи рассчитывается в целом с учетом частоты и диапазона ко ...