В главе 4 были рассмотрены особенности подхода к защите электронных банковских систем. Специфической чертой этих систем является специальная форма обмена электронными данными - электронных платежей, без которых ни один современный банк не может существовать.
Обмен электронными данными (ОЭД) — это межкомпьютерный обмен деловыми, коммерческими, финансовыми электронными документами. Например, заказами, платежными инструкциями, контрактными предложениями, накладными, квитанциями и т.п.
ОЭД обеспечивает оперативное взаимодействие торговых партнеров (клиентов, поставщиков,торговых посредников и др.) на всех этапах подготовки торговой сделки, заключения контракта и реализации поставки. На этапе оплаты контракта и перевода денежных средств ОЭД может приводить к электронному обмену финансовыми документами. При этом создается эффективная среда для торгово-платежных операций: [3, с.71]
* Возможно ознакомление торговых партнеров с предложениями товаров и услуг, выбор необходимого товара/услуги, уточнение коммерческих условий (стоимости и сроков поставки, торговых скидок, гарантийных и сервисных обязательств) в реальном масштабе времени;
* Заказ товара/услуг или запрос контрактного предложения в реальном масштабе времени;
* Оперативный контроль поставки товара, получение по электронной почте сопроводительных документов (накладных, фактур, комплектующих ведомостей и т.д.);
* Подтверждение завершения поставки товара/услуги, выставление и оплата счетов;
* Выполнение банковских кредитных и платежных операций. К достоинствам ОЭД следует отнести:
* Уменьшение стоимости операций за счет перехода на безбумажную технологию. Эксперты оценивают стоимость обработки и ведения бумажной документации в 3-8% от общей стоимости коммерческих операций и доставки товаров. Выигрыш от применения ОЭД оценивается, например, в автомобильной промышленности США более чем в $200 на один изготовленный автомобиль [14];
* Повышение скорости расчета и оборота денег;
* Повышение удобства расчетов.
Существует две ключевые стратегии развития ОЭД:
1. ОЭД используется как преимущество в конкурентной борьбе, позволяющее осуществлять более тесное взаимодействие с партнерами. Такая стратегия принята в крупных организациях и получила название «Подхода Расширенного Предприятия» (Extended Enterprise) [2, с.230].
2. ОЭД используется в некоторых специфических индустриальных проектах или в инициативах объединений коммерческих и других организаций для повышения эффективности их взаимодействия.
Банки в США и Западной Европе уже осознали свою ключевую роль в распространении ОЭД и поняли те значительные преимущества, которые дает более тесное взаимодействие с деловыми и личными партнерами. ОЭД помогает банкам в предоставлении услуг клиентам, особенно мелким, тем, которые ранее не могли позволить себе ими воспользоваться из-за их высокой стоимости.
Основным препятствием широкому распространению ОЭД является многообразие представлений документов при обмене ими по каналам связи. Для преодоления этого препятствия различными организациями были разработаны стандарты представления документов в системах ОЭД для различных отраслей деятельности: [2, с.234]
QDTI - General Trade Interchange (Европа, международная торговля);
МДСНД - National Automated Clearing House Association (США, Национальная ассоциация автоматизированных расчетных палат);
TDCC - Transportation Data Coordinating Committee (Координационный комитет по данным перевозок);
VICS - Voluntary Interindustry Communication Standart (США, Добровольный межотраслевой коммуникационный стандарт);
WINS - Warehouse Information Network Standarts (Стандарты информационной сети товарных складов).
В октябре 1993 года международная группа UN/ECE опубликовала первую версию стандарта EDIFACT. Разработанный набор синтаксических правил и коммерческих элементов данных был оформлен в виде двух стандартов ISO [2, с.241]:
Больше по теме:
Роль специализированных банков в становлении экономики Японии и Кореи
Традиционно значительной является роль государства в поддержке национального, в том числе и банковского, бизнеса в Японии
. В отличие от западной модели, ориентированной на вмешательство государства в экономику в случае сбоев рыночного ме ...
Общие принципы управления процентным риском в банках
Как правило главный принцип управления процентным риском заключается в том, чтобы стабилизировать, а затем систематически наращивать банковскую чистую процентную маржу.
Стратегия банка в области управления процентным риском выглядит как ...
Программа сотрудничества банка «Центр-инвест» с международными и
российскими компаниями для поддержки малого бизнеса
Для малого бизнеса банк “ Центр-инвест” предлогает следующие механизмы поддержки малых предприятий.
Таблица 8
Механизмы поддержки малых предприятий.
Механизмы финансовой поддержки малых предприятий
Эффект для малых предприятий ...