Регулирование деятельности иностранного банковского капитала за рубежом

Банковское дело » Регулирование деятельности иностранного банковского капитала за рубежом

Страница 2

В 1983 году к выводам комиссии присоединилось и правительство. В июне 1984 года состоялась острая полемика в стортинге (парламенте), который, в частности, рекомендовал министерству финансов изучить вопрос, не следует ли ограничить деятельность инобанков ипотечными операциями с недвижимостью, а также операциями с ценными бумагами. Тем не менее в конечном счете в законодательство о банках были внесены соответствующие изменения и зарубежным банкам были предоставлены в принципе те же права, что и норвежским. В то же время открытие рынка осуществлялось весьма осторожно. В соответствии с выводами комиссии, работавшей в 1982 году, было принято решение вначале допустить на внутренний рынок ограниченное число первоклассных зарубежных банков, которые уже имели длительные и прочные связи с норвежскими предприятиями и органами власти. Кроме того, в странах происхождения зарубежных банков норвежские кредитные институты на основе принципа взаимности должны были пользоваться свободой открытия своих филиалов.

Иностранные банки могли открывать на территории Норвегии лишь предусмотренные законодательством страны капитальные общества (акционерные компании), которые принадлежали как одному, так и нескольким зарубежным и иностранным банкам. Во втором случае инобанки должны были владеть более чем половиной капитала общества. При этом, как правило, доля в правлении иностранцев или норвежцев, живущих за границей, не превышала третьей части, а председателем правления обязательно становился норвежец, постоянно проживающий в стране. То же относилось и к составу наблюдательных советов.

Хотя банкам с участием зарубежного капитала в принципе предоставлялись те же возможности по ведению операций, что и национальным, однако на практике для них было осложнено, например, открытие отделений. Повышенные требования предъявлялись к количеству и содержанию регистрационных документов. Например, требовалось письменное обязательство материнского общества (обществ) оказывать дочерней компании необходимую финансовую помощь и т. д.

Наконец, был установлен относительно короткий срок подачи регистрационных документов: до 1 сентября 1984 года, то есть всего около трех месяцев. Документы, представленные после указанного срока, не рассматривались. В этих условиях лицензию получить могли только те банки, которые активно к этому готовились и не испытывали никаких сомнений относительно целесообразности выхода на норвежский рынок. В тот период открыть свои филиалы в Норвегии смогли лишь десять банков - три американских, три французских, три шведских и один английский. Смысл подобных ограничений очевиден: норвежские власти в условиях неопределенности последствий допуска иностранного капитала стремились на первых порах ограничить его приток, чтобы накопить необходимый практический опыт и на этой основе принимать дальнейшие решения.

Практика подтвердила целесообразность постепенного открытия страны для зарубежного банковского капитала. По оценкам норвежских специалистов, либерализация 1984 года и последующие ее раунды усилили конкуренцию на рынке банковских услуг, способствовали повышению эффективности работы национальных банков, стимулировали процесс концентрации (в том числе и международной) банковского капитала, привели к значительному притоку зарубежных кредитных ресурсов в страну. В то же время национальная банковская система не испытала сильного шока и ее развитие в целом отвечало тенденциям и потребностям общехозяйственной динамики.

Постепенность в открытии национального рынка была характерна и для Швеции. В этой стране инобанкам было разрешено открывать свои представительства в 1974 году. Этот первый шаг через какое-то время потребовал совершения последующих. Дальнейшей либерализации способствовало, в частности, давление со стороны зарубежных государств, где шведские банки открывали свои филиалы. Так, Франция, Швейцария, Италия и другие страны недвусмысленно давали понять шведскому правительству, что они рассчитывают на "взаимность" в сфере либерализации банковской деятельности. За либерализацию сильно зарегулированного внутреннего кредитного рынка активно выступали и шведские банки.

В этих условиях правительство страны вынуждено было приступить к изучению данной проблемы, результатом которого явился документ 1984 года "Открытие банков с участием иностранного капитала", где не только излагались различные точки зрения на данную проблему, но и проводилась мысль о возможных позитивных последствиях такого открытия вследствие усиления "стимулирующей конкуренции" и облегчения доступа отечественных банков на зарубежные рынки.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Договор траста
Основные нормы, определяющие содержание договора доверительного управления, закрепляются в гл.53 ГК РФ и федеральном законе “О рынке ценных бумаг”. В перечисленных нормативных актах описывается порядок заключения и исполнения договора дов ...

Понятие банковской системы
Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также все те экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них, ...

О роли и месте АРКО в оздоровлении банковской системы России
Есть три группы субъектов, которые традиционно несут основные затраты по оздоровлению банков. Это акционеры банков, кредиторы и государство. Степень участия каждой из указанных групп определяется в зависимости от модели реструктуризации б ...