Ресурсы банков делятся на собственные и привлеченные.
В состав собственных ресурсов государственных банков в условиях функционирования командно-административной системы управления экономикой включались закрепленные за банками средства уставного, резервного фондов, фонда основных средств, фонда амортизации и фонда развития банковского дела. Средства двух основных фондов - основного и резервного - первоначально создавались за счет средств государственного бюджета.
Состав привлеченных средств (ресурсов) в государственных банках формировался в основном за счет средств государственного бюджета, средств на расчетных, текущих счетах, денежных накоплений трудящихся и эмиссионного ресурса.
Переход к рыночной модели экономики, ликвидация монополии государства на банковское дело, создание двухзвенной банковской системы коренным образом меняет характер банковских ресурсов. Размер общегосударственного ссудного фонда резко сужается, и сфера его функционирования сосредотачивается в первом звене банковской системы - Государственном банке, центральных государственных банках республик и их филиалах. Государственные, кооперативные смешанные (с точки зрения собственности) предприятия, общественные организации, население в условиях рыночной экономики получают право выбора банка, где они хранят свои денежные ресурсы. Ликвидируется бесплатное пользование банками ресурсов государственных предприятий и организаций.
То есть образуется рынок кредитных ресурсов. Государственный ссудный фонд страны становится частью рынка кредитных ресурсов.
Масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно, размеры доходов, которые он получает, теперь зависят от размера тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками на рынке ссудных ресурсов.
Наряду с возникновением рынка кредитных ресурсов создается рынок ценных бумаг. Банки оказываются вовлеченными в новые формы банковской деятельности - операции с ценными бумагами, лизинговые, факторинговые и другие операции. Это приводит к тому, что в состав банковских ресурсов могут входить уже не только денежные средства, но и товарно-материальные ценности и ценные бумаги. Поскольку Государственный банк становится для других банков резервным, или "банком банков", то часть ресурсов коммерческие банки могут получать от него, в свою очередь передавая ему часть своих ресурсов в качестве резерва.
Итак, коммерческие банки становятся специфическими коммерческими предприятиями, специализирующимися на посреднической деятельности, связанной, с одной стороны, с покупкой ресурсов на свободном рынке кредитных ресурсов, а с другой - их продажей нуждающимся предприятиям, организациям и населению.
Переход на рыночные отношения меняет структуру ресурсов коммерческих банков. В качестве собственных ресурсов коммерческих банков выступает прежде всего акционерный и резервный капитал, образованный за счет размещения акций банков на рынке ценных бумаг, а также специальные фонды, образуемые в соответствии с их уставами, путем отчислений от прибыли.
Среди привлеченных ресурсов появляются новые виды: ссуды, полученные от Государственного банка и другие кредитные учреждений средства других банков, хранящиеся на корреспондентских и межбанковских депозитных счетах; средства, полученные от выпуска облигаций; товарно-материальные ценности, приобретенные банками и предназначенные для осуществления лизинговых операций. Вместе с тем, сохраняются и традиционные виды ресурсов: средства предприятий и организаций, привлеченные на банковские счета (среди которых важное значение приобретают средства, привлеченные на срочные депозиты); сродства населения во вкладах (однако их характер несколько меняется, поскольку во вкладах теперь хранится не только часть фонда индивидуального потребления, но и часть производственных фондов лиц, занятых индивидуальной производственной деятельностью); бюджетные средства, которые представлены средствами местных бюджетов (в том случаев если банку поручено исполнение местного бюджета); средства, привлеченные от общественных и партийных организаций, фондов, органов и учреждений страхования, кредитных товариществ и кооперативов, ломбардов, касс взаимопомощи.
Больше по теме:
Управление ссудными операциями с населением
Для кредитования населения характерны невысокие размеры ссуд, что порождает большой объем работы по их оформлению.
При обработке заявки на кредит частным лицам, уделяется внимание субъективным характеристикам заемщика, т.е. оценка его мо ...
Структура пассивов
Пассивы коммерческого банка являются основой для осуществления им активных операций и определяют масштабы их развития. Одновременно структура и качество активов обуславливают структуру пассивов и разнообразие депозитных инструментов. Функ ...
Учёт регулирования обязательных резервов
Расчет регулирования размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, составляется по форме (Приложение 2) к Положение ЦБР от 30 марта 1996 г. N 37 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Цен ...