Расчетная сеть Банка России, адекватная современным требованиям функционирования платежной системы, должна включать в себя:
Федеральный расчетный центр (ФРЦ)
ФРЦ создается в г. Москве для проведения расчетов в режиме реального времени.
В ФРЦ будут открыты счета всем участникам системы валовых расчетов в режиме реального времени, в том числе подразделениям Банка России.
В ФРЦ будут осуществляться следующие операции:
- открытие и ведение корреспондентских счетов кредитных организаций;
- открытие и ведение счетов клиентов Банка России;
- осуществление расчетов в валюте Российской Федерации Банком России с кредитными организациями по кредитованию, купле-продаже иностранной валюты, с драгоценными металлами, с ценными бумагами;
- по учету обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России;
- по учету операций с денежной наличностью учреждений Банка России;
- часть операций по внутрихозяйственной деятельности Банка России.
Головные расчетно - кассовые центры (ГРКЦ)
ГРКЦ функционируют в областных, краевых и республиканских центрах.
ГРКЦ на I и II этапах оптимизации расчетной сети осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (их филиалов), исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов власти местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно-кассовом центре Банка России.
На заключительном III этапе оптимизации расчетной сети ГРКЦ реорганизуются в операционно - кассовые центры (ОКЦ).
Операционно - кассовые центры (ОКЦ)
ОКЦ организуются в регионах при наличии необходимого объема операций в соответствии с отраслевыми нормативами для обеспечения кассового обслуживания клиентов Банка России и передачи в электронном виде расчетных документов ГРКЦ и ФРЦ.
ОКЦ производят электронный обмен информацией с ГРКЦ и ФРЦ при осуществлении ими расчетных операций кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций, находящихся в зоне обслуживания ОКЦ.
Операционно-кассовые центры не ведут корреспондентские и лицевые счета кредитных и некредитных организаций, за исключением специальных счетов, связанных с учетом операций с денежной наличностью.
Расчетно-кассовые центры (РКЦ)
РКЦ функционируют в исключительных случаях в экономически развитых центрах, а также при невозможности обеспечения действующих РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами связи, кроме того, при нецелесообразности передачи большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). На I и II этапах оптимизации расчетной сети РКЦ осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно - кассовом центре.
Больше по теме:
Виды банковских систем
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
- двухуровневая банковская система (Центральный банк (ЦБ) и система коммерческих банков (КБ));
- централизованная монобанковская система, описанная выш ...
Механизм доверительного управления в банковской сфере
В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить на шесть этапов.
Первый этап. Появление клиента в банке и проведение банковским работником беседы с ним относ ...
Влияние методов руководства на эффективность работы банка
Методы управления – это совокупность разнообразных способов и приемов, используемых управленческим аппаратом банка для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения его потре ...