В мировой банковской практике обычно используют три метода установления предельных сумм по факторингу.
Определение общего лимита.
Каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговый отдел автоматически оплачивает переуступаемые ему платежные требования. В этом случае отдел несет ответственность только в пределах лимита. Если сумма задолженности плательщика превысит установленную сумму лимита, то в соответствии с факторинговым договором, при объявлении плательщика неплатежеспособным все поступающие платежи в погашение долга будут в первую очередь поступать факторинговому отделу до полной компенсации сумм, перечисленных им поставщику.
Определение ежемесячных лимитов отгрузок
.
Устанавливается предельная сумма , на которую в течении месяца может быть произведена отгрузка товара одному плательщику. Такая мера позволяет страховать поставщика от риска появления сомнительной дебиторской задолженности независимо от окончательной суммы долга клиента. Лимит может вводиться еженедельно.
Страхование по отдельным сделкам.
Используется, если специфика производственной деятельности поставщика предполагает ряд отдельных сделок на крупные суммы, а не на серию поставок одним и тем же клиентам. В данном случае предельной суммой будет сумма заказа на поставку товара в течение определенного периода.
В зависимости от видов факторинговых операций и объема по факторингу их участники выбирают соответствующие виды факторинговых соглашений (договоров), предусматривая максимальный коммерческий комфорт для поставщика и фактора.
Соглашение (договор) о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса
) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и фактором. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.
За редким исключением полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает фактору долги всех своих клиентов. С точки зрения фактора это устранит возможность его дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика — ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, не переуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон.
Соглашение о полном обслуживании с правом
регрессаотличается от такового без права регресса тем, что фактор не страхует кредитный риск, который продолжает нести поставщик. Это означает, что фактор имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа) независимо от причин отказа от платежа, включая отсутствие у последнего средств для оплаты долга.
Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом).
Предприятие может наладить эффективную собственную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае фактор может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке фактора, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу фактора. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы фактора по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика.
Больше по теме:
Залог как основа обеспечения кредита
Залог имущества клиента является одной из распространенных форм обеспечения возвратности банковского кредита. Залог имущества оформляется договором о залоге, подписанным двумя сторонами и подтверждающим право кредитора при неисполнении пл ...
Смешанный договор
При выдаче карты на практике заключаются самые различные договора. Однако название «О выдаче и обслуживании банковской карты» наиболее адекватным образом соответствует существу отношений сторон. Это договор прямо не предусмотрен дейст ...
Операции на открытом рынке
При осуществлении этих операций Банк России не только реализует направление своей кредитной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои о ...