Страница 1

После обретения Россией независимости продолжися 2-й этап банковской реформы, начавшийся еще в 1987 г. Однако условия проведения реформы теперь значительно изменились.

В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике банковская система в том виде, до которого ее удалось преобразовать в последние годы существования СССР (т.е. за все годы «перестройки»), не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в ее новой перестройке в рамках нового государства. Новая банковская система должна была производиться в условиях:

— масштабных структурных изменений, ведущих к радикальному изменению экономического и политического строя страны (изменения в формах собственности, конверсия, демонополизация, масштабные изменения в структуре производимой продукции, нарушение целостного хозяйственного комплекса бывшего СССР, формирование внешне ориентированной экономики, масштабная перестройка государственной и политической системы);

— крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но, прежде всего долгосрочного, перспективного управления;

— глубокого кризиса хозяйства (падение производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;

— неудачной политики Банка России в 1991-I полугодии 1992 г., которая привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис наличности, расстройство системы безналичных расчетов, чрезмерно жесткая и непредсказуемая монетарная политика и т.п.).

В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции перехода России к экономике рыночного типа и демократической государственности, которым соответствует качественная иная банковская система, нежели для централизовано планируемой экономики и тоталитарного государства.

К сожалению, проект такой концепции был разработан О.И. Лаврушиным, Я.М. Миркиным только в 1993 г.

Основными принципами этой концепции являлись:

— организация банковского дела в переходной экономике;

— реальная степень “рыночности” будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал.

— направленность новой банковской системы на обслуживание процесса реформ:[1]

- диверсификацию собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);

- демонополизацию;

- становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.);

- техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;

- перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;

- усилению открытости экономики, ее интеграцию в микрохозяйственные связи;

- перераспределение полномочий между центром и регионами.

Кроме того, банковская система, по мнению авторов концепции должна способствовать развитию частной собственности в финансовом секторе, развитию различных видов кредитных институтов. Но, при этом, не должна нарушаться, строгая, система контроля за деятельностью банков со стороны Центрального банка и представительных органов государства.

— организация рыночных банковских реформ. Они должны осуществляться значительно медленнее, чем происходят политические изменения, и не революционно категорично, а эволюционно, с максимально эффективным сохранением всех полезных элементов старой системы. В тоже время, несмотря на то, что, банковские реформы являются лишь следствием политических изменений, они не должны значительно отставать от них.

Существовавшая система межфилиальных оборотов Центрального Банка РФ оказалась не готова к организации расчетов в условиях перехода к рынку: участились случаи задержки платежей, имели место хищения денежных средств по подложным документам.

Такая ситуация сложилась вследствие многократного увеличения количества предприятий и коммерческих банков. Центральный Банк оказался не готов к обслуживанию возросшего количества операций. Сказалось недостаточное техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, отсутствие надежных каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов велась вручную, не было отлаженного механизма контроля за их подлинностью.

Первым шагом на пути оздоровления расчетной системы явилась отмена монополии Центрального Банка на проведение расчетных операций. Коммерческим банкам было разрешено устанавливать прямые корреспондентские отношения для проведения расчетов в рублях.

Центральным Банком также были предприняты шаги, направленные на улучшение организации собственной системы межбанковских расчетов. Значительно улучшено техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, внедряются городские, областные, межрегиональные системы прямых расчетов через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого улучшения системы организации расчетов как по скорости прохождения платежей, так и по ее надежности.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Стратегия маркетинга
Работа маркетинговых служб банка направлена на то, чтобы выявить целевые рынки для различных финансовых продуктов, (услуг). Целевым рынком называется группа клиентов, подходящая для продажи им определенного вида товаров или услуг. По ...

Платежная система и ее участники
Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Перед ка ...

Бумажные деньги: первые шаги
Итоге, золото и серебро стали основой денежного обращения. Однако в Европе XVIII-XIX вв. золотые и серебряные монеты участвовали в обороте, платежах и прочих операциях наряду с бумажными деньгами. Изобретение, бумажных денег приписывают; ...