Пример всех развитых рыночных экономик показывает, что двухуровневая финансовая система не позволяет решать задачи долгосрочного финансирования сферы материального производства. Для этого создаются специальные кредитные институты, обеспечивающие реструктуризацию предприятий, финансирование проектов и программ народнохозяйственной значимости, финансовую поддержку создания широкого слоя жизнеспособных малых и средних предприятий. К таким финансовым институтам относятся национальные банки развития, основной функцией которых является реализация государственной инвестиционной политики, в том числе и через инструменты рынка ценных бумаг.
В «Мерах Правительства Российской Федерации и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране» предусмотрено финансовое обеспечение государственной инвестиционной политики на основе Бюджета развития РФ.
В целях аккумулирования средств и кредитования организаций реального сектора экономики, а также высокоэффективных инвестиционных проектов был создан Российский банк развития (РБР). При этом в качестве основного направления использования привлекаемых средств банка было определено кредитование.
Помимо этого, РБР должен сыграть определяющую роль в восстановлении и развитии отечественного рынка ценных бумаг.
Истинное назначение рынка ценных бумаг - не спекуляции, не покрытие дефицита бюджета, а создание финансового механизма для запуска частных инвестиций, для выживания и обновления промышленности. Эти функции он выполняет во всех странах с развитыми рыночными отношениями и в странах Восточной Европы.
Основная цель восстановления отечественного рынка ценных бумаг - в создании фондового рынка, стимулирующего экономический рост.
Ясно, что такой фондовый рынок может возникнуть только при реализации на практике ряда макроэкономических условий. В том числе это: рост монетизации ВВП при ее постепенном наращивании и удержании умеренной инфляции, стимулирующей рост; стимулирование инвестиций отечественных и международных финансовых институтов в реальный сектор; законодательная поддержка выпуска государственных проектных долговых ценных бумаг под конкретные инвестиционные проекты с сохранением налоговых льгот по тем из них, средства от размещения которых используются на капитальные вложения, финансирование науки и перспективных технологий; поощрение долгосрочных иностранных инвестиций, в том числе в корпоративные ценные бумаги.
Перечень этих мер может быть значительно расширен, но и указанные меры при правильном законодательном оформлении могут обеспечить восстановление российского фондового рынка и дать импульс к его развитию.
Для того чтобы банк развития удовлетворительно выполнил две свои основные функции - кредитование реального сектора и поддержку национального рынка капиталов, - необходимо учитывать при его формировании следующие особенности:
1. Главной задачей банка является финансирование реального сектора экономики, что не всегда является доходным и высокоэффективным бизнесом. Поэтому банк развития не может быть коммерческим, чья деятельность строится только в целях получения прибыли.
2. Банк развития должен обладать выдающейся репутацией на отечественном и международном финансовых рынках, чему могут способствовать не только высочайшие требования к профессионализму его менеджмента, но и те условия, которые ему обеспечит государство: госгарантии по обязательствам, средства фонда развития могут быть переданы РБР в форме субординированного кредита, освобождение от налога на прибыль при условии реинвестирования всей получаемой банком прибыли.
3. Банк развития должен выступать на рынке ценных бумаг как в роли инвестора, так и в роли эмитента. Как эмитент банк должен максимально использовать выпуск собственных долговых ценных бумаг (имеющих за счет гарантий государства высокий рейтинг) и размещать их и на внутреннем, и на международных рынках капиталов, расширяя тем самым свою ресурсную базу и не ограничиваясь средствами фонда развития.
Следуя государственным интересам возврата кредитных ресурсов и восстановления фондового рынка, банк должен развивать услуги предприятиям в области корпоративного финансирования: эмиссии ценных бумаг под крупные инвестиционные проекты, содействие в их размещении, исполнение роли андеррайтера.
Банк развития может сыграть важную роль и в первичном размещении государственных ценных бумаг (прежде всего облигаций), выпускаемых под конкретные инвестиционные проекты (например, под строительство дорог, жилищное строительство, энергосбережение), с последующим реинвестированием получаемых от их размещения средств. В сочетании с налоговыми льготами по этим государственным бумагам такая политика государства значительно улучшит инвестиционную обстановку в стране и вызовет приток отечественных и зарубежных частных инвестиций.
Больше по теме:
Оценка кредитного риска
Отдел по управлению кредитными рисками оценивает кредитный риск при операциях на межбанковском рынке (с банками и инвестиционными фондами и компаниями) и при предоставлениикредитных продуктов корпорациям. Запуск программы розничного креди ...
Рефинансирование -инструмент регулирования денежной массы
Проводя денежно-кредитную политику Центральные банки сами определяют инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении. Если политика направлена на укрепление производства, занятости на расширение выдачи кредитов и увел ...
Денежно-кредитная политика
Основные направления денежно-кредитной политики на 2000 год
Основная цель денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Кыргызской Республики (НБКР) в 2000 году, заключается в стабилизации темпа инфляции на уровне не более 1 ...