Как показывает практика, подавляющее большинство российских банков принимают решения о закупке или смене АБС исключительно под влиянием внешних по отношению к банку факторов: изменений нормативной базы, требований ЦБ РФ, необходимости вовремя сдавать отчеты и т.д. За рубежом основной мотив такого решения — внутренняя потребность банка в изменении технологии: для снижения операционных расходов, улучшения обслуживания клиентов и т.п.
Отсюда и разница в механизме принятия решений. В зарубежном банке решение о закупке (смене) АБС фактически является следствием решения об изменении технологии работы банка. Оно принимается после тщательного обследования банка, изучения проходящих в нем информационных потоков и составления детального технического задания. Эта работа проводится специалистами-аналитиками (часто из внешней консалтинговой фирмы) с участием всех подразделений банка. АБС приобретается, как правило, на конкурсной основе. Ее внедрение занимает шесть-девять месяцев — с момента подписания контракта на поставку до ввода АБС в эксплуатацию. Обычно для управления процессом закупки и внедрения создается рабочая группа из руководителей банка, внешних консультантов и представителей разработчика. Эта группа наделена очень большими полномочиями по реорганизации деятельности подразделений банка. В ходе внедрения автоматизированная система перерабатывается в соответствии с конкретной технологией, выбранной заказчиком.
Как выбирается и внедряется АБС у нас, читатели знают по собственному опыту. Чаще всего новая АБС приобретается либо для нового банка, либо когда прежнюю уже совершенно невозможно использовать. При этом главное требование к новой АБС — заткнуть те дыры, которые не затыкает предыдущая. Многие руководители банков ставят во главу угла дешевизну системы, до сих пор не понимая, что «настоящая» АБС должна стоить дороже хотя бы автомобиля, на котором ездит председатель правления: именно от нее по большому счету зависит благополучие банка.
В отставании российских банков отчасти повинны и разработчики. Когда в 1994-1995 гг. создались благоприятные условия для смены поколений АБС (банки имели свободные средства, а норма прибыли начала ощутимо снижаться — это способствовало созданию у банков внутренней мотивации к совершенствованию технологий), на рынке почти не оказалось отечественных АБС четвертого поколения, приемлемых по критерию «стоимость — эффективность». Ведущие (по числу проданных копий) разработчики АБС предыдущих поколений либо сочли, что «от добра добра не ищут», либо отнеслись к созданию АБС нового поколения недостаточно продуманно. Многие из них решили, что для успеха достаточно перенести на профессиональную СУБД то, что было наработано на Clipper или FoxPro. Технически осуществить такой «перенос» было относительно легко, но очень сложным делом оказалось объяснить покупателям, зачем надо платить в несколько раз больше за систему, в которой практически нет отличий от старой с точки зрения функциональности. К тому же подавляющее большинство разработчиков просто не смогло вовремя представить на рынок законченные системы четвертого поколения, так как освоение инструментальных средств и выработка концепции новой системы отняли у них слишком много времени. Ряд разработок, с большой помпой объявленных два-три года назад, не готовы и до сих пор.
Немудрено, что многие российские банки до сих пор используют морально устаревшие, неадекватные и ненадежные АБС. А уж о безопасности систем второго, и отчасти третьего, поколений говорить не приходится.
«Оправданием» отечественных банков может служить то, что они вынуждены покупать системы по принципу «побыстрее да подешевле», как говорится, не от хорошей жизни. До сих пор нормотворчество Центробанка заставляло разработчиков не реже, чем дважды в год, переделывать ядро системы и схему данных, а что касается отчетов, то они добавлялись или изменялись порой по несколько раз на неделе. Апофеозом такого стиля руководства отечественной банковской системой стал переход на новый План счетов, который объективно необходим и полезен, но внедряется со свойственной нашему национальному характеру бесшабашностью и недальновидностью.
Из всех постсоциалистических стран, где вводился план счетов по образцу международного, только в России национальный банк тянет до последнего с формированием полного комплекта инструктивных и методических материалов. Отдельные инструкции, без которых, кстати говоря, невозможно представить заказчику законченную АБС, должны быть готовы к 1 ноября1997 г., то есть за два месяца до перехода — и это по плану, а что будет на самом деле — Бог весть . Но даже в случае, если ЦБ РФ выдержит собственный план, инструкции поступят в банки отнюдь не в день их подписания.
В этой ситуации некоторые банки искренне надеются, что «все рассосется», и каким-то чудодейственным образом переход на новый План счетов будет сдвинут с 1 января 1998 г. на какой-то неопределенный срок. Ассоциация российских банков даже обратилась в Банк России с просьбой перенести переход на начало второго квартала(!). Не дай Бог, если эта просьба будет удовлетворена. Тогда к организационным сложностям перехода добавятся чисто технические, поскольку — и это достаточно очевидно — всякие изменения в бухгалтерском учете гораздо легче ввести с начала года, чем с начала квартала.
Больше по теме:
Классификация кредитов коммерческих
банков
Ссуды коммерческих банков можно классифицировать по различным признакам и критериям. Наиболее распространена следующая классификация банковских ссуд по:
* назначению и характеру использования заемных средств;
* срокам использования; ...
Необходимость и роль кредита в условиях товарно-денежных
отношений
Кредит и денежная сфера находятся в неразрывном
единстве.С появлением кредитных денег эта взваимосвязь стала
особенно тесной.Исторически кредитные деньги непосредственно
развиваюся из функции средств платежа,а их основой служит ме-
т ...
Организация банковской деятельности в Германии
Коммерческие банки («кредитные банки») занимают ведущее место в кредитной системе страны. К их числу относятся: три крупнейшие банковские монополии (гроссбанки) – Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк; региональные коммерчес ...