Большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики. Поэтому в стратегическом плане финансовая политика переходного периода должна быть направлена на создание оптимальных условий движения общества к социально ориентированной рыночной экономике и в этих целях к созданию экономической структуры, сбалансированной на принципах рынка. Однако осуществление финансовой политики в переходный период, в условиях неустойчивости экономической системы и неразвитости новых форм хозяйствования невозможно производить плавно и поступательно, неминуемы экономические кризисы. Один из острейших финансовых кризисов, которые Россия переживала за последние десятилетия, - кризис 17 августа 1998 г.
Оценки этого кризиса в научной и публицистической литературе весьма неоднозначны. Прежде всего это проявляется в том, что существует достаточно много подходов к выявлению причин, приведших к кризису.
Прежде всего в качестве причин кризиса 1998 г. выделяют некомплексность целей и индикаторов финансовой политики, нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, а также неподготовленность в 1996 –1997 гг. условий для широкого допуска нерезидентов на рынок ценных бумаг и ухудшение в 1997 – 1998 гг. платежного баланса и его основы – торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ. В феврале 1998 г. произошло резкое падение мировых цен на нефть с 15 – 16 долларов до 10 – 11 долларов за баррель. Мировые цены на нефть в 1998 г. были ниже себестоимости ее добычи и транспортировки из Западной Сибири.
Также созданию кризисной ситуации способствовало искусственное сдерживание курса рубля, недооценка необходимости его девальвации для экспорта и улучшения платежного баланса страны. В этот же период были допущены ошибки в прогнозировании курса рубля и отсутствовали реальные меры по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта и конъюнктуры цен. Подавляющая часть финансовых ресурсов направляется на потребление, причем небольшой группы олигархов. Финансовая и кредитная системы не имеют надежных механизмов включения денежных средств в инвестиционный процесс. Сбережения населения преимущественно либо конвертируются в доллары и тезаврируются, либо вывозятся за границу. Нелицензируемый вывоз капитала составил сотни миллиардов долларов и резко сократил инвестиционные ресурсы роста российской экономики.
В качестве следующих предпосылок кризиса 1998 г. следует указать недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения этого кризиса. В 1998 – 1999 гг. эти резервы снизились до 10 млрд. долларов, когда как Китай имел 140 млрд. долларов, Япония – более 200 млрд. долларов. Некоторые экономисты усматривают причинно-следственную связь между проводимой деноминацией рубля и кризисной ситуацией в августе 1998 г., а также в качестве причины кризиса видят отставку правительства В.С. Черномырдина.
Так или иначе, кризис показал, что обвал курса рубля явился своего рода детонатором взрыва всей системы цен. Известно, что либерализация цен в 1991 – 1993 гг. привела к резкому снижению курса рубля. Но в российских условиях 1998 г. цены оказались особенно чувствительны к падению курса рубля. Связано это с тем, что российская экономика односторонне ориентирована на импорт и на протяжении 1992 – 1998 гг. его наращивала, в результате чего доля импорта в товарообороте была в 2 – 3 раза выше, чем предельные значения этого индикатора во многих странах мира (25 – 30 %). При снижении курса рубля для финансирования импорта требуется больший объем рублей. Для того, чтобы иметь рубли, продавцы и посредники импортной продукции вынуждены повышать цены.
В анализе августовского кризиса 1998 г. обращает на себя внимание неэффективность в условиях России политики МВФ. Во-первых, правительство, следуя политике Международного валютного фонда, соблюдало рекомендованные им нормативы инфляции, доведя ее до достаточно приемлемого уровня – ниже 1% в месяц, что сдерживало рост цен. Во-вторых, соблюдался назначенный МВФ верхний предел внутреннего долга, который, в частности, на 1998 г. был определен в размере 780,9 млрд. руб. Фактически же на 1 июля 1998 г. он достигал 628 млрд. руб., а на 1 октября 1998 г. – 699 млрд. руб. Другими словами, были соблюдены рекомендации Валютного фонда по величине внутреннего долга, но не учитывалась его структура. В отличие от США, где основу внутреннего долга составляют долгосрочные государственные обязательства, в России превалировали «короткие» деньги. Это обстоятельство как раз и сыграло роковую роль. При первых же симптомах кризиса иностранные инвесторы сняли свои вклады и покинули страну, разрушив всю банковско-финансовую систему.
Каким же образом кризис 1998 г. повлиял на кредитную систему?
Инфляция 1992 – 1995 гг. обесценила имевшиеся у предприятий элементы основных фондов и оборотных средств. В результате проведенных в 1994 – 1997 гг. переоценок основных фондов их балансовая стоимость стала примерно соответствовать рыночной цене элементов основных фондов на начало 1998 г. Но элементы оборотных средств переоценены (проиндексированы) не были, так как по оборотным средствам, в отличие от основных фондов, недостаточно зафиксировать их современную оценку, нужно было каждому предприятию перечислять на его счет деньги в сумме дооценки оборотных средств. Или дать предприятиям кредит в размере суммы дооценки оборотных средств. Но на это власти не пошли, так как у них не было резервов на случай инфляции, а денежная эмиссия и без того была значительной. В результате существенно снизилось отношение материальных оборотных средств к основным производственным фондам. В промышленности, например, это отношение составило 10,3 % на начало 1998 г. против 19,9 % на начало 1991 г1. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. оказал негативное влияние на банковскую систему. По состоянию на 1 января 1999 г. из 100 крупнейших банков России каждый седьмой банк был убыточным, а сумма их убытков составила 5 млрд. руб., тогда как балансовая прибыль остальных банков (не считая Сбербанка) составила 5,8 млрд. руб.
Больше по теме:
Классификация депозитных источников привлечения средств
Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета. Роль их исключите ...
Ограничение кредитования
Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко ...
Центральный Банк России
Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г.
В законе зафиксировано, что имущество Банка ...